Теперь посмотрим на современный чин.
Чин начинается, как вы видите, с песнопений. Целый ряд песнопений: тропари «Помилуй нас Господи, помилуй нас». Еще раньше «Аллилуйя» со стихами: «Господи да не яростию Твоею обличиши меня». Потом поется канон «Елея многоутробия Владыко утешая приснодушия», седален по третьей песне канона, по шестой песне кондак: «Милостивый источник сый преблагий». По девятой песне ексапостиларий и стихиры. В конце поется тропарь: «Скорый в заступлении един сый Христе Боже». Все это – древняя служба за болящего, только теперь эти тексты не присоединяются к утрене, а поются в начале чина все подряд. На самом деле эти тексты когда-то распределялись по порядку вечерни и утрени. Накануне елеоосвящения совершалась вечерня и утреня с прибавлением этих песнопений. Теперь они просто подряд прочитываются или поются. Затем бывает Мирная ектенья, где содержится прошение об освящении елея: «А еже благословиться елею сему силою действием наития Святаго Духа». И молитва на освящение елея: «Господи милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших, Сам Владыко освяти елей сей. Яко же быть помазующемуся от него во исцеление и в пленение всякия страсти скверны плоти и духа и всякого зла да сим прославится Твое пресвятое имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь». «Священницы же прочии тихо купно с ним чтут молитву тояжде». Службу совершает не один священник, а несколько священников, как и у апостола Иакова. Почему служба называется еще соборованием. Таинство елеосвящения называется соборованием (так как службу совершает собор священников). Все священники про себя читают эту молитву. Затем читаются тропари, и начинается помазание. Открывайте первый прокимен, первого гласа: «Буди Господи милость Твоя на нас». Затем читается Апостол: из Послания Иакова о елеоосвящении: «Болеет ли кто у вас, призовите …», затем «Аллилуйя» и Евангелие. После этого идет ектенья: «Помилуй нас Боже», молитва: «Безначальный и Вечный Святе святых», помазание. И во время помазывания молитва «Отче Святый, Врачу душ и телес». Потом начинается второе помазывание, которое делает второй священник. Читается прокимен на другой глас, читается другой Апостол, «Аллилуйя», другое Евангелие, ектенья, молитва, помазание с той же самой молитвой: «Отче Святый». Эта схема повторяется: прокимен, Апостол, «Аллилуйя», Евангелие, сокращенная сугубая ектенья, священническая молитва и молитва помазывания: «Отче Святый». Посмотрите в таблицу. Это все повторяется семь раз. После седьмого помазания священник возлагает Евангелие на голову помазываемого. Какой чин вам это напоминает? Хиротонии епископа, но здесь написано, что священник возлагает Евангелие, но не возлагает руку. И читает молитву: «Царю Святый Богоутробный Многомилостивый Господи Иисусе Христе». Дает целовать Евангелие. Произносится еще одна ектенья, поются тропари и на этом чин заканчивается.
Чин этот совершается над тяжко болящим человеком. В католической Церкви раньше считалось, что этот чин может совершаться только над умирающими. У нас никогда так не считалось. Чин этот может совершаться над всяким тяжело болящим человеком и, конечно, над умирающим тоже. Этот чин согласно древней традиции совершается, в том числе, и над человеком, который болеет и не может говорить или находится без сознания: когда человек не может по-человечески исповедаться, над ним совершается елеоосвящение, которое заменяет в этом случае исповедь (поскольку этим таинством прощаются грехи). Другое дело, когда человек может сам полноценно исповедаться, тогда он и исповедуется и принимает елеосвящение. Есть такое мнение, что в елеоосвящении прощаются забытые грехи, в то время как в покаянии все остальные. Это мнение ни на чем не основано. В елеоосвящении грехи прощаются точно так же как и в покаянии. Перед елеоосвящением или после него нужна исповедь: для человека важно исповедаться, назвать свои грехи. Елеоосвящение совершается над больным или как замена исповеди над человеком, который не может исповедаться, и практика показывает, что после елеоосвящения больной или исцелевает или тихо спокойно умирает. Для многих это бывает лучше, если больной болеет раком, и у него ничего не осталось внутри – для него лучший выход умереть.
Общее елеоосвящение – существует достаточно древняя традиция, что раз в году все соборуются. Как совершалось такое соборование вплоть до начала века, например, в Успенском соборе Кремля. Совершался полный чин, но без помазания, а помазание делалось только один раз – в конце седьмого чтения. Все по очереди проходили мимо священника (или нескольких священников) и он всех помазывал. Таким образом, чин можно было совершить быстро. Память о том, что елеосвящение совершалось раньше, осталась, и елеосвящение стали совершать повсюду, не только в больших городах, но при этом стали соборовать по полному чину больного: семью помазаниями. Эта служба получалась немого длиннее. В принципе общее елеосвящение можно совершать и с одним помазанием, вопрос о том, сколько помазаний необходимо это вопрос достаточно неоднозначный. Елеосвящение совершает нормально семь священников, но может и один священник совершить и два и три, это не важно. Семь священников символ полноты, все священники молятся, это символ того, что молится не отдельный человек, а вся Церковь. И помазание тоже на самом деле, если человек умирает – достаточно одного помазания. Достаточно освятить елей краткой молитвой, прочитать одну первую молитву из семи молитв (она совсем короткая, а потом говорится, что если хочешь, можешь еще это прибавить). Совершить помазание с молитвой «Отче Святый» и прочитать молитву на возложение Евангелия. То есть, если человек умирает, можно елеосвящение совершить за одну минуту. Существенным является освящение елея, помазание, возложение Евангелия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.