Поскольку мы говорили, что важным моментом является совместное причащение, то сейчас обычно требуется, чтобы вступающие в брак в этот день причастились. Получается немного несуразица, что они сначала причащаются (в древности совместное причастие считалось самым главным), а потом совершается таинство. Можно венчать и по старообрядческому чину, никто это не запрещает, потому что старообрядческий чин признан равночестным и равноспасительным. В старообрядческом чине сначала идут чтение Апостол и Евангелие, потом три молитвы и потом Евангелие, а у нас наоборот - три молитвы, потом венчание, потом чтение Апостола и Евангелие. Можно взять старые Требники XVIIв. и венчать по старому Требнику с причащением. Это будет совершенно нормально, потому что старый чин признан допустимым. Мы видели, что Крещение соединялось с Литургией, венчание не соединялось с Литургией, было лишь причащение Преждеосвященными Дарами. Но были попытки служить и венчальную Литургию, в Греческой Церкви есть специальный чин венчальной Литургии, он помещается в стандартном архиерейском греческом Требнике. В Греции епархии меньше чем у нас и если люди церковные (а их не так уж много в процентном соотношении, может быть как у нас, может быть чуть-чуть побольше) и хорошо знают своего архиерея, то таких церковных людей венчают всегда епископы и венчают на венчальной Литургии. Так же и у сербов, они переняли венчальную Литургию у Греков. У нас венчальной Литургии никогда не было, у нас было венчание с Преждеосвященными Дарами. Такой брак является очень благодатным церковным таинством. Но часто бывают такие случаи, что из семьи, где брак заключен совершенно нормально, то есть они расписаны, много лет живут вместе и кто-то из супругов приходит ко Христу, а другой нет. Нужно ли венчаться в таком случае? Апостол Павел ясно на это отвечает (1Кор. 7, 12): «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверущего, и он согласен жить с ней, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею и жена неверующая освящается мужем верующим». Итак, если один из супругов неверующий, то венчаться им не нужно, и их брак признается совершенно честным. Потому что как они могут венчаться, если муж не верит во Христа и брак все равно не освятиться. Это будет только в осуждение. Поэтому они продолжают жить в законном браке (брак их совершенно честный законный, признанный государством и обществом) и не венчаются. Но если они оба уже обратятся ко Христу, тогда, если они были не крещенные и решили креститься, им даже и венчаться нельзя. Им в крещении даруется все потребное для брака. Так как, брак их давно существует, глупо его заново заключать. Крещением освящаются и они сами и их брак тоже. Поэтому читается только первая молитва из таинства брака «Боже Пречистый». Многие, правда, просят их повенчать, и если люди просят – их можно повенчать, но, в принципе, не обязательно венчать, потому что брак уже существует.
Вопрос: Почему отсутствует совместное причастие?
Ответ: Потому что упал уровень благочестия, многие люди стали венчаться не подготовившись. Если есть причащение, то надо подготовиться: с утра не есть. Еще это связанно с тем, что до брака бывают разные грехи, которые не позволяют причаститься.
Вопрос: А перед венчанием исповедоваться не надо?
Ответ: Надо, но, тем не менее, если люди до венчания уже жили друг с другом, в этом случае нельзя причащаться. Как им причащаться? Им тогда надо выдержать епитимью. Это такой вопрос уже пастырского характера, а не литургического.
Венцы одеваются на голову, но почему-то есть обычай держать их сверху и считается, что обязательно их держать сверху. В балканских странах, таких как Сербия, Болгария, Греция венцы часто делают из цветов: одевают на голову венок, не железный даже, а просто из цветов. Держать венцы не обязательно, можно одеть их на голову. Но невесте венец не одевают, потому что у нее часто на голове какое-нибудь украшение.
Вопрос: А свидетели в чине венчания есть?
Ответ: Свидетели в чине венчания нигде не упомянуты. Свидетели это те люди, которые свидетельствуют, что все честно, что они действительно пошли, расписались. Свидетели были при государственной регистрации (сейчас они, правда, не нужны). И в таинстве венчания они никак не участвуют. Правда есть мнение, что как при Крещении бывают крестные, так и при венчании бывают те, кто венцы держат, посаженные отец и мать. Но в канонах нет никаких указаний на свидетелей – это чисто народная традиция. Может быть она и важна, но ни к литургике, ни к каноническому праву она не относится.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.