Святые отцы написали на каждый день седмицы не одну службу, а восемь разных служб. То есть восемь вариантов воскресной службы; восемь вариантов понедельничной службы соответственно восьми гласам. Начало создания «Октоиха», как считается в православной традиции, положил преподобный Иоанн Дамаскин. В «Октоихе» седмичный круг повторен 8 раз, на каждый из гласов, естественно слова каждый раз разные. Поэтому книга называется «Октоих» - Восьмигласник: песнопения седмичного круга в восьми вариантах, на каждый глас. Эти гласы чередуются: одну неделю поется один глас, другую неделю – другой. Получается, что одна и та же служба поется не раз в неделю, а раз в два месяца.
Годовому подвижному кругу соответствует книга «Триодь» (греч. «Τριώδιον» («Трио́дион»)), разделенная на две:
- «Триодь Постную» (греч. «Τριώδιον»), которая поется с недели Мытаря и Фарисея и до Великой Субботы.
- и «Триодь Цветную» (греч. «Πεντηκοστάριον» («Пентикоста́рион»)), содержащую песнопения Пасхи и последующих праздников до недели Всех Святых.
Годовому неподвижному кругу соответствует книга месяцев - «Минея» (греч. «Μηναι̃ον» (Мине́он)) («минея» от греческого «μήν» («мин») - месяц). В «Минее» 12 томов. На каждый из месяцев по тому. В каждом томе приведены службы на каждый день месяца. Такую «Минею» называют «Минеей служебной» или «Минеей месячной» - не очень удачное название, потому что Минея это и есть месяц, поэтому более правильно говорить «Минея служебная». Кроме служебной есть еще две другие минеи: «Минея праздничная», которая представляет собой сокращение служебной. В «Служебной минее» 12 томов, но в некоторых изданиях больше (иногда один месяц разделен на несколько частей). В «Праздничную Минею» из «Служебной» выбраны только самые главные службы. Такие как Рождество Христово, Богоявление, Казанской иконе Божией Матери. Они помещены в одну книгу. Остальные службы просто опущены. То есть «Праздничная минея» это краткая «Служебная минея». И, наконец, «Общая минея». «Общая Минея» содержит службы святым, которые не имеют своей службы, службы которым еще не успели написать. Таким образом, существуют три Минеи. «Служебная минея», «Праздничная минея» (краткая «Служебная минея», в которой в одном томе собраны праздники из 12 томов) и «Общая минея», содержащая общие службы святым, которые не имеют отдельной службы. («Общая» значит, что имя конкретного святого вставляется в определенные места по ходу службы), или использующаяся, в случае, когда нет «Служебной минеи» (например, если приход бедный и не смог купить «Служебную минею»). По «Общей минее» можно служить весь год. «Служебная минея» содержит службы не только святым, но и праздникам (к Празднику Господскому единому: в ней тоже вместо (имя рек) вставляется название праздника).
Итак, три книги содержат песнопения трех праздничных циклов: «Октоих», «Триодь» и «Минея». Предписания Церковного устава регламентирует, как быть при совпадении разных праздников. Если в один день праздник святому, день седмичного круга (например, сегодня вторник), очередной глас (сейчас, например, 5 глас) и вдобавок к этому началась «Триодь Постная». Все три книги нужно совместить. Церковный Устав говорит о том, как соединить песнопения из всех трех книг, и как их вставить в Литургию (т.е. в ту службу, которая выписана в «Служебнике»), и в вечерню и утреню (т.е. в службы, выписанные в «Часослове»). Устав говорит, как все эти книги скомпоновать вместе.
4. Четвертый разряд книг – книги, содержащие библейские сведения – книги с библейскими чтениями.
- Главная книга это «Служебное Евангелие». В отличие от обычного Евангелия, в «Служебном Евангелии» текст разделен на зачала (с указанием начала и конца чтения), а в конце приводятся специальные таблицы, где говорится в какой день года, какое зачало читается – это и есть лекционарный аппарат, лекционарная система в самом настоящем виде это таблица.
- Кроме этого - «Служебный Апостол». В нем текст тоже разделен на зачала и в конце приведен лекционарный аппарат.
- И «Служебная Псалтирь», которая в отличие от обычной разделена на 20 кафизм, а каждая кафизма разделена на три «Славы». Кафизмы сопровождаются молитвами. Как правило, «Служебная Псалтирь» издается в виде «Следованной Псалтири», т.е. за ней следует еще и «Часослов».
Эти чтения из Евангелия, Апостола, Псалтири и чтения из Ветхого Завета когда-то помещались в специальную книгу «Паремийник» или по-гречески «Профитологий». В настоящее время такая книга не издается и соответствующие чтения из Ветхого Завета помещены в «Триодь» и «Минею». Необходимые чтения на подвижные праздники мы находим в «Триоди», а на неподвижные праздники - в «Минее».
5. И последнее - это «Типикон» или Церковный устав (такое мощное издание, толстая книга). Это книга, которая описывает, как составляется служба, как состыковать между собой все остальные книги. Вам, конечно, с этой книгой придется когда-нибудь познакомиться. Типикон от греческого слова «tupoV» («типос») – образец. Т.е. книга образцов. В нем записаны образцово-показательные службы. С конца XIV в. и до настоящего времени у нас используется «Иерусалимский типикон». Как написано в его аннотации: «Типикон сиречь изображение церковного пения во Иерусалиме святыя Лавры», т.е. Студийский устав в его палестинской редакции.
Вопрос: В Минее нет службы праведному.
Ответ: Если нет службы, тогда нужно смотреть по содержанию, что больше подойдет. Если это святой-праведный Иоанн Кронштадский, тогда подойдет служба преподобному или там святителю; а если какая-нибудь праведная жена, то надо смотреть, какое житие было у этой святой.
Перейдем к более глубокому исследованию таинства Евхаристии. Как уже было сказано, таинство Евхаристии это центральное таинство среди всех церковных богослужений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.