9 - южные врата;
10 – амвон;
13 11 – солея;
9 12 – архиерейский амвон;
13 – притвор.
11 6
Так (см. схему) выглядит стандартный русский храм с одним алтарем. На схеме 3 - Престол, трапеза, 1 - Горнее место (но оно уже на уровне пола, уже не видно, того, кто там сидит), а то, что окружает горнее место, это все сопрестолье - 2. В русской церкви алтарь от храма практически всегда отделен иконостасом, низкая алтарная преграда сейчас практически не встречается. Центральные врата, то, что греки называют Святыми вратами, у нас в России называют Царскими вратами (хотя греки до сих пор называют Царскими вратами другие врата, у нас почему-то сложилось так). Далее, боковые врата. Теперь, самые большие проблемы с амвоном. До XVIIв. века амвон ставился в русских храмах как в древневизантийских храмах в середине церкви. Теперь амвон бывает в середине церкви только на архиерейской службе (не амвон, а амвончик, причем его называют кафедрой, архиерейской кафедрой). Кафедра, это буквально - то на чем сидят, перевод - седалище. Представьте себе, как архиерей смог бы сидеть на этих двух ступеньках. Если на архиерейский амвон поставить стул, то это будет кафедра: сидят на такой кафедре. Само это возвышение - архиерейский амвон, бывает, в Соборе к нему ведет какой-то проход. Но вообще-то в обычных храмах никакого амвона в середине храма нет, а есть только выступ перед царскими вратами, который называют амвон, хотя на самом деле он скорее соответствует солее, чем амвону. И тогда на схеме 10 - называют амвоном, а солея расположена ровно противоположно - не вдоль оси храма, а поперек. В стандартных русских храмах притвор часто сводится к месту под колокольней, не обязательно, но часто. Видите, если сравнить два храма, то, с одной стороны, более-менее одни и те же элементы, с другой, акценты во внутреннем храмовом пространстве сделаны совсем другие.
Хотя не обязательно любой русский храм подходит под эту схему. Есть русские храмы, почти такие же, как София. Необходимо отметить, что, особенно в начале XX века, когда возник интерес к церковной истории, и к истории России и Византии, стали старараться ставить храмы в византийском стиле, есть даже храм, построенный прямо по образцу Софии. Но на схеме приведен наиболее распространенный случай.
Конечно, устройство храма - весьма сложная тема, в разных традициях храмы устраиваются различным способом. Мы описали классический византийский храм Святой Софии (а очень многие византийские храмы, менее важные, построены по ее образцу или примерно так), и очень упрощенную схему современного русского храма. Где мы видели, как исчезновение амвона привело к упрощению всей структуры, когда-то, что должно было быть солеей, теперь называется амвоном, а солеей называется возвышение перед иконостасом. Амвон организовывал литургическое пространство, таким образом, что у богослужения было 2 центра. Алтарь и середина храма. Сейчас в середине храма, вы знаете, тоже читаются определенные тексты, шестопсалмие, паремии, но все-таки центр храма и притвор уже не так подчеркиваются.
Можно еще нарисовать устройство типичного афонского храма. Почему это важно? Потому что наш Типикон, как об этом уже не раз говорилось, был написан, в афонских монастырях и, в общем-то, был, конечно, рассчитан на афонские храмы. В идеале соблюсти предписания нашего Типикона, нашего Устава возможно только в храме, построенном по образцу афонского храма. Вот - типичный афонский храм. Тоже, естественно, схематично.
Устройство афонского храма
7 2
5
9
8 4 1
9
6 3
7
11 10
12
13 14
1 – алтарь; 8 – царские и боковые врата;
2 – жертвенник; 9 – места игумена и архиерея;
3 – святыни, мощи, облачения; 10 – храм;
4 – иконостас; 11 – притвор;
5 – чудотворная икона Божией Матери; 12 – внешний притвор;
6 – икона святого храма; 13 – трапезная;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.