Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 78

На этом чин отречения не заканчивается. «Вопрошает паки священник крещаемого: «Отреклся ли еси сатаны?»» Первый вопрос был в настоящем времени, а это – в перфекте: «Отреклся ли еси». Уже отрекся в данном случае. Крещаемый отвечает «Отрекохся». Опять три раза. В первом случае говорит – «отрекаюсь», во втором уже отрекся.

«Глаголет священник: «Дуни и плюни на него»». Крещаемый дует и плюет – акт презрения: дует на него и символически плюет – высказывает сатане свое презрение. По толкованию «Огласительного слова Великой Пятницы» крещаемый должен понимать, что теперь ему нельзя уже вернуться к сатане и его злым делам, поскольку сатана будет всю жизнь помнить позор, который крещаемый ему нанес дуновением и плюновением. И если крещаемый не будет жить во Христе, не будет христианином, не будет огражден силой Христовой, то сатана ему обязательно припомнит это поношение.

«Обращает его священник на восток, доле руцы имуще». Если на запад человек произносит клятву, то на восток он обращается в смиренной позе, говорит опустив руки. «Глаголет ему священник: «Сочетаваеши ли ся Христу?»». И крещаемый отвечает: «Сочетаваюсь». Как отрицался трижды, так и сочетается трижды. И затем как при отрицании священник спрашивает его –уже в перфекте. «Сочетался ли еси Христу?» - крещаемый говорит: «Сочетахся». И священник говорит: «Веруеши ли Ему?» Крещаемый отвечает: «Верую Ему яко Царю и Богу» и читает Символ веры. После этого священник опять спрашивает: «Сочетался ли еси Христу?» - «Сочетахся». «Веруеши ли Ему?» - «Верую яко Царю и Богу» и глаголет «Верую» второй раз. То есть весь этот блок: «Сочетался ли еси Христу?» - «Сочетахся», «Веруеши ли Ему?» - «Верую яко Царю и Богу» и Символ веры – повторяется трижды. У нас, когда крестят, часто это сокращают и читают только один раз – это неправильно, потому что читать надо все равно трижды. Получается немного не симметрично. Здесь должна быть полная симметрия: как он трижды отрекся, так же трижды он должен произнести и исповедование. Когда бывает несколько крещаемых, то хорошо Символ веры читать трижды, как положено: первый раз просить одного крещаемого прочитать Символ веры, второй раз другого, третий раз третьего. Конечно, совершенно неправильно, если есть крещаемые и восприемники, а священник сам читает Символ веры – в этом вообще никакого смысла нет. Часто бывает, что приходят восприемники, которые не могут прочитать Символ веры. Что это за восприемники такие? Такие восприемники не нужны. Ну, уж, если они пришли как восприемники, пусть они хотя бы Символ веры прочитают, пусть с ошибками, но прочитают сами. Нужно чтобы они обязательно сами прочитали Символ веры. Если Символ веры читает священник, тогда в этом чине вообще нет никакого смысла, тогда его можно вообще опустить, потому что это чин клятвы и человек должен сам дать обещание.

Давайте посмотрим таблицу: 3.1. – Трократное отречение; 3.2. – Троекратное подтверждение отречения; 3.3. – Дуновение и плюновение. 3.4. – Троекратное сочетание; 3.5. – Троекратное подтверждение сочетания с чтением Символа веры – в правой колонке «Сочетался ли еси… Сочетахся. Веруеши ли … Верую Ему яко Царю и Богу». И дальше «Верую во Единого Бога Отца …». В конце еще три раза священник спрашивает: «Сочетался ли еси Христу? – Сочетахся». И в конце поклонение Богу. ««И поклонися Ему» - «Поклоняюся». И поклоняется Ему глаголя: «Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». И когда собравшиеся в Великую Пятницу оглашенные заканчивали исповедование веры, Патриарх читал молитву: «Благословен Бог всем человеком хотяй спастися …» - вот она в Требнике перед вами и молитву: «Владыко Господи Боже наш преозороби раба Твоего (имя рек) ко святому Твоему просвящению». Вот после этого человек наконец полностью прошел оглашение, доказал свою веру и теперь может принять крещение.

Как совершалось само Крещение. Крещение над большей частью неофитов совершалось вечером в Великую Субботу на вечерней, переходящей в Крещальную Литургию. У вас есть перевод чина Крещальной Литургии Великой Субботы по Типикону Великой Церкви. В Великую Субботу вечером предварительного чтения перед вечерней не бывает, сразу поется три антифона вечерней. «Совершается вход Патриарха в храм, возглашается прокимен и читаются чтения. Чтение первое: «Вначале сотворил Бог …» И конец – «День един» (Быт. 1, 1-5). После этого Патриарх спускается с горнего места, выходит в большой баптистерий (который мы рисовали квадратный рядом с храмом Св. Софии), меняет свой стихарь на белый, входит в помещение, где находится купель, по обычаю кадит трижды вокруг святой купели, сопровождаемый дьяконами и совершает там по чину просвещение Крещения. В это время в храме читаются по порядку чтения: второе чтение, третье, четвертое, пятое, шестое, седьмое. После седьмого чтения есть примечание: «Если окажется, что Патриарх задерживается из-за продолжительного Крещения, то чтения читаются дальше. Восьмое, девятое, десятое, одиннадцатое, двенадцатое, тринадцатое, четырнадцатое, пятнадцатое чтения». Пятнадцать чтений. Столько много, потому что в это время Патриарх (естественно не один, а сопровождаемый священниками и помощниками) в баптистерии рядом с храмом совершает Крещение. До сих пор, если мы откроем службу Великой Субботы, то здесь на вечерне – пятнадцать паремий. Начиная с Бытия – все те же самые, что и в Типиконе Великой Церкви. Пятнадцать паремий – это самое большое число паремий в году. О чем говорится в этих пятнадцати паремиях? Вам домашнее задание – прочесть все пятнадцать паремий. Они небольшие, по-русски их легко читать. По содержанию эти паремии связаны или с крещением (поскольку в этот момент происходит Крещение), или с Пасхой, поскольку Крещение совершается за день перед Пасхой (вечерня вечера в Великую Субботу – Великая Суббота, кто не знает, день накануне Пасхи). А так много их потому, что в этот момент происходит Крещение.