Затем в Требнике следует чин Крещения: освящение воды, освящение елея, помазание, погружение в воду со словами: «Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». Сначала идет помазание со словами: «Благословен Бог, просвещая и освящая всякого человека», а затем Крещение с погружением в воду. Посмотрите, вверху написано - «Последование святаго Миропомазания», при этом никакого заголовка нет. Миропомазание от крещения на самом деле не отделено, только наверху страницы в Требнике указано, что началось миропомазание, при этом на самом деле не совсем ясно, где оно начинается. После Миропомазания читается Священное Писание: Апостол: «Братие елицы во Христа Иисуса крестихомся …» и Евангелие: «Во время оно едини на десять ученицы …», затем ектенья и на этом крещение заканчивается, и священник творит отпуст.
Далее написано: «И в восьмый день паки приносят его в церковь …» - то есть на восьмой день по крещении совершаются чины. Молитва чина омовения: «Избавление грехов, Владыко, Господи Боже наш одеевся в Тебя Христа и Бога нашего» и омовение со словами: «Крестился еси, оправдался еси». Затем молитва на пострижение власов: «Владыко Господи Боже наш …», другая молитва: «Господи Боже наш от исполнения …».
После этого идет чин «Крещения вкратце, страха ради смертного» – это ясно особый чин крещение вкратце.
Теперь посмотрим в таблицу. Из чего состоит Крещение?
Молитвы, связанные с Крещением в нашем Требнике
Схема чинопоследования |
Примечания |
Чин «восьмого дня» Чин на сороковой день |
|
Чинопоследование оглашения |
|
1.Молитва еже сотворити оглашенного 2.Четыре «запрещения» 2.1. Два заклинания сатаны 2.2. Два обращения к Богу 3. Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом Отречение 3.1. Троекратное отречение 3.2. Троекратное подтверждение отречения 3.3. Дуновение и плюновение Сочетание 3.4. Троекратное сочетание 3.5. Троекратное подтверждение сочетания с чтением Символа веры 3.6. Повторное троекратное подтверждение сочетания 3.7. Поклонение Богу 4. Молитва подготовительная ко Крещению |
Священник дует на оглашаемого, знаменует его и возлагает на него руку В конце четвертой молитвы священник дует на оглашаемого Отрицаеши ли ся … Отрицаюся. Отреклся ли еси … Отрекохся. Сочетаваеши ли ся …Сочетаваюсь Сочетался ли еси … Сочетахся. Веруеши ли Верую во Единого Бога Отца Вседержителя .. Сочетался ли еси …Сочетахся И поклонися Ему. Поклоняюся … |
Крещение и Миропомазание (Чинопоследование Просвещения) |
|
1. Приготовление Крещения 1.1. Литургийный возглас 1.2. Мирная ектенья с особыми прошениями Тайная молитва священника о себе 1.3. Освящение воды 1.4. Освящение елея 1.5. Помазание воды с пением Аллилуйя 2. Крещение 2.1. Помазание «елеем радования» 2.2. Троекратное погружение Псалом 31 (трижды) 2.3. Облачение в «ризу правды» с пением тропаря Ризу мне подаждь светлу … 3. Миропомазание 3.1. Молитва 3.2. Помазание св. миром 4. Заключительная часть 4.1. Шествие вокруг купели с пением Елицы во Христа креститеся … 4.2. Прокимен, Апостол 4.3. Аллилуйя, Евангелие 4.4. Сугубая ектенья 4.5. Отпуст |
Благословено Царство … Дополнительные прошения ектении: о воде и крещаемом 3 молитвы Крещальная формула: Крещается раб Божий.. Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. Благодарение о Крещении; прошение о последующих Таинствах Формула: Печать дара Духа Святаго. Аминь. Трижды Послание св. ап. Павла к Римлянам, зач.91 Евангелие от Матфея, зач. 116 |
Молитва «еже сотворити оглашенного», запрещения, чин отречения от сатаны и сочетания со Христом, затем само Крещение, Миропомазание, чтение Священного Писания и чины «восьмого дня» - омовение мира и пострижение волос. Такой достаточно большой комплекс чинов.
Поскольку мы пользуемся в богослужении византийской традицией, то на примере этой традиции посмотрим, откуда все это произошло. Чин Крещения подробно описан в древних византийских рукописных Евхологиях и в Типиконе Великой церкви. Давайте, прежде сравним этот сложный византийский чин Крещения с каким-нибудь более простым древним чином. Например, давайте сначала посмотрим Дидахи. В первую очередь, этот памятник содержит некоторые наставления о христианской жизни общего характера. Исследователи полагают, что это древние предкрещальные наставления. Далее следует сам текст о Крещении. «Что же касается Крещения, крестите так: наперед провозгласив все это (то есть содержание 1-6 глав), крестите в живой воде (то есть в проточной) «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Если же нет живой воды, крести в другой воде, если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». А перед Крещением крестящие и крещаемые должны поститься, также и некоторые другие, если могут. Крещаемому же в вере нужно поститься за день или за два». Крайне простой чин. Здесь не сказано о том, как совершается дарование дара Святаго Духа: то ли через возложение рук, то ли через помазание, то ли вообще считается, что уже само крещение содержит в себе дарование Святаго Духа. Здесь этого не говорится. Мы можем отметить, что, во-первых, крещение происходит «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», как это указано и в Евангелии от Матфея. И, кстати, современные протестанты говорят, что якобы в древней Церкви существовали два типа крещения, два вида: во имя Отца и Сына и Святаго Духа; и во имя Христа. Дело в том, что в Апостольских Посланиях, в Деяниях встречаются указания о том, что они были крещены во имя Иисуса Христа. Но на основании одного этого факта нельзя делать такой вывод. Как видите «Дидахи», памятник первого века уже содержит крещение «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» – это древнейшая церковная традиция и никаких доказательств того, чтобы крещение совершалось «во имя Иисуса Христа» нельзя найти. Но нужно иметь в виду, что существует современная теория о том, что якобы был и такой вариант.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.