Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 70

Барнер Р. «Византийский комментарий на Божественную Литургию» - это классическая научная книга, в которой описывается история толкований, показывается по рукописям история рукописного текста этих толкований, история восстановления первоначального текста свт. Германа: в общем, классическая научная книга, посвященная истории византийских литургических трактатов.

Вениамин (Разумовский-Краснопевков) «Новая скрижаль». Это русская книга (русские не так много написали толкований, а если и писали, то в основном списывали их с старых византийских толкований). Разумовский-Краснопевков основывает свою книгу на «Евхологии» Гоара, мы уже об этом говорили. А Гоар свое толкование во многом основывает на Симеоне Солунском. То есть в Разумовском-Краснопевкове вы вряд ли найдете намного больше, чем есть у Симеона Солунского.

Дмитревский И.И. «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии» тоже в основном основывается на Симеоне Солунском.

Сове Б.И. «История литургической науки России» это очень хорошая статья в «Ученых записках РПУ», во втором выпуске. Это статья о русских литургических толкованиях, я сейчас эту тему не затрагиваю, она не такая интересная как византийские толкования. Но если вам понадобится узнать историю русских литургических толкований: на каком из византийских авторов то или иное толкование основано и т.д., посмотрите статью Сове.

В символическом толковании самом по себе ничего плохого нет: плохо, когда оно затмевает собой подлинно богословское видение Литургии, Когда оно затмевает собой первоочередное назначение Божественной связи.

6. Таинства

Кто является совершителем таинства. Все таинства совершает Бог по молению Церкви. Возглавлять Церковь может только священник. То есть совершителем таинства в таком техническом смысле является священник или епископ, который от лица народа воссылает Богу молитвы. Но и всякий молящийся во время Евхаристии, участвующий в таинстве тоже является частью церковного Тела: не какой-то вольнослушатель, а каноническая составляющая всего собрания, человек, причастный к Христову священству. В Ветхом Завете, который был образом Нового Завета, и устройство ветхозаветного культа было прообразом христианского богослужения, была особая часть людей, называвшихся священниками. Священники от лица народа приносили жертвы, и только они имели право вкушать от этой жертвы, непосвященный не мог от этой жертвы вкушать. Хотя были жертвы, которые раздавались народу, но были и такие жертвы, которые были предназначены только для священников.

В Новом Завете в Жертву Христос принес Сам Себя. Он является священником во век по чину Мелхиседекову. И, таким образом, всякий христианин причастный страстям и воскресению Христовым получает часть священства Христа. На этом основано учение апостола Петра в Первом Послании Петра - О всеобщем священстве верных. Мы все участвуем в Литургии, то есть все участвуем в принесении Жертвы, а не как в Ветхом Завете только священники и все от нее вкушаем, все причащаемся. Однако, каждый имеет свой дар, получаемый при крещении. Для того же чтобы возглавить собрание нужно иметь особый дар предстоятельства, он получается в таинстве хиротонии. О таинстве хиротонии будет лекция завтра. А сейчас мы должны выяснить вопрос, каким же образом человек может стать частью церковного сообщества? Как человек становится частью Церкви? Как он получает этот дар царственного священства, дар новой жизни во Христе? Этот дар даруется в таинствах крещения и миропомазания. Поэтому мы сначала рассмотрим эти таинства.

6.1. Таинства Крещения и Миропомазания

Вопрос о догматическом значении и о содержании таинств Крещения и Миропомазания весьма и весьма сложен. Из курса догматики вам должно быть известно понятие «предваряющей благодати». Бог зовет человека к Себе с помощью этой благодати. Услышав этот зов, человек приходит в церковь, и просит принять его. И тогда над ним совершается установленное Христом таинство крещения: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Как говорится в Евангелии от Матфея, в последней главе. (Мф. 28, 19): «Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Кроме того, крестящийся получает печать дара Святаго Духа. Как говорится в Писании, например, (2Кор. 1, 21): «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, который запечатлел нас и даровал Духа в сердца наши». Или (Еф. 4, 30): «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Или (1Ин. 2, 27): «Помазание, которое вы получили от Него (от Бога) в вас пребывает». И с этого момента человек становится членом Церкви. Содержание этого момента – нового рождения Христос раскрывает в своей беседе с Никодимом (Ин. 3): «Между фарисеями был некто Никодим один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: «Рави, мы знаем, что ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, которые ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог»». То есть Никодим исповедует, что Христос пришел от Бога. И в ответ на это исповедание, Христос открывает ему, что нужно сделать, чтобы войти в эту новую реальность – Церковь. «Иисус сказал ему в ответ: «Аминь, аминь глаголю тебе, если кто не родится свыше не может увидеть Царство Божие»». То есть Господь открывает Никодиму, что всякий человек, если хочет спастись должен родится свыше. «Никодим говорит Ему: «Как может человек родится, будучи стар?»» Он не понимает обращенного к нему слова. Он думает, что речь идет о каком-то повторном рождении, о новом рождении. ««Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Иисус отвечал: «Аминь, аминь глаголю тебе, если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царство Божие»». Он открывает то, что человек должен заново родиться от воды и Духа. ««Рожденный от плоти есть плоть, а рожденный от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что я сказал тебе. Должно вам родиться свыше. Дух дышит где хочет и голос Его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит, так бывает со всяким, рожденным от Духа»». Итак, следует родиться от Духа. Смысл этого рождения от воды и Духа апостол Павел раскрывает в послании к Римлянам: «Неужели вы не знаете, что все мы крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились. Итак мы спогреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых во славе Отца, так и нам ходить во обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6, 3-7). Итак, таинство Крещения оказывается таинством нового рождения, заключающегося в том, что человек символически принимает погребение, погружением в воду, при этом реально усваивает плоды спасения соделанные Христом. Одним из таких плодов является оставление грехов. Одним, но не единственным. Однако, в учении Католической Церкви, четко сформулированном на Триденском соборе в XVI в., говорится, что смысл таинства крещения есть избавление от первородного греха и только. Так иногда оно и понимается, что смысл таинства Крещения просто в избавлении от первородного греха. Во-первых, само католическое учение о первородном грехе, хотя, конечно, оно и приемлемо для восточного богословия, но оно слишком схематичное. Восточное богословие сложнее таких простых схем. И главное, что избавление от греха – это, конечно, плод Крещения, но не единственный. Главный плод Крещения, как мы видим из беседы с Никодимом и из Послания апостола Павла – это соумирание Христу, чтобы быть участником Его воскресения, чтобы усвоить плоды спасения соделанного Христом; и рождение от воды и Духа. «Уже живу не я, но живет во мне Христос», - говорит апостол. Человек рождается в новую жизнь. Уже рожденный в новую жизнь и причастный Христу, человек получает печать дара Святаго Духа, дар царственного священства и уже может участвовать в Жертве Христовой, то есть в Евхаристии, может вести дальнейшую духовную жизнь и таким образом получить спасение.