Структура анафоры.
1. Anamnesis - воспоминание.
«Что касается Евхаристии благодарите так: прежде о чаше: «Благодарим Тебя Отче наш за святую Лозу Давидову, Отрока Твоего. Тебе слава во веки.»»
Судя по всему, здесь речь идет не о Евхаристической Чаше, а о той первой чаше евангелиста Луки (у него была предварительная чаша до Евхаристии).
«Что касается преломления хлеба, благодарите так: «Благодарим Тебя Отче наш за жизни ведение то, которое открыл Ты нам через Иисуса, Сына Твоего, Тебе слава во веки»». Это как бы воспоминание, здесь говорится, правда весьма лаконично, но все же говорится об искуплении: «Ты нам через Иисуса, Сына Твоего открыл жизни ведение» - это и есть искупление.
2. Дальше прошение - intercessio.
«Как этот преломляемый хлеб, быв рассеян по холмам, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое» - просьба о собрании Церкви воедино; ее можно считать просьбой об освящении Церкви. Мы видели в анафоре Барселонского папируса это прошение о собрании Церкви воедино как раз и оказывается прошением об освящении.
3. «Никтоежде не ест и не пьет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во имя Господне - ибо об этом сказал Господь: «не давайте святыни псам.» Исполнивши все, так благодарите». Вопрос об Евхаристии «Дидахи» открытый (разные ученые считают по-разному, но большинство так, как я говорю), но, скорее всего, это молитва над чашей в конце 10 главы, которая соответствует Евхаристической Чаше евангелиста Луки.
4. «Благодарим Тебя Святой Отче за святое имя Твое, которое Ты вселил в сердца наши, за веру и бессмертие, которое Ты дал нам через Иисуса Сына Твоего, Тебе слава вовеки» - опять говорится об искуплении, очень лаконично.
«Ты, Владыко, Вседержитель, создав все имени Своего ради (это рассказ о сотворении мира) дал людям пищу и питие на пользу, чтоб они благодарили Тебя, нас же благословил духовною пищею и питием к жизни вечной через Твоего Отрока (опять об искуплении). Прежде всего, благодарим Тебя потому, что Ты всесилен, Тебе слава во веки.»
5. Epiclesis. Прошение об освящении Церкви. «Помяни, Господи, Церковь Свою, да храниши ее от всякого зла и да соделаеши ея совершенной в любви Твоей, и собери ея от четырех ветров освященной во Царствие Твое, которое Ты уготовал ей». А поскольку Церковь это есть Тело Христово, можно считать, что здесь прошение и об освящении евхаристических даров. Нужно учитывать, что это текст I в., когда богословие еще не сформировалось в четко сформулированных догмах. Поэтому не нужно думать, что из-за того, что здесь используются такие расплывчатые выражения молитва какая-то недействительная. В ней содержаться, примерно, все те же самые темы, что и в более поздних анафорах, только в очень лаконичном виде.
Дальше пропущено несколько глав и в 14 главе говорится о воскресной Евхаристии. Евхаристия 9-10 глав идет сразу за описанием последования Крещения. В памятниках I-IIвв. Евхаристия всегда упоминается или в контексте Крещения, то есть Литургия совершалась или после Крещения, или в контексте воскресного дня. То же самое мы видим и у Иустина Философа.
Воскресная Евхаристия.
«В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши при этом прегрешения ваша, чтобы чиста была ваша жертва. Ибо таково есть наречение Господа: «на всяком месте и во всякое время надлежит Мне приносить жертву чистую, ибо Я Царь великий, - говорит Господь, - и имя Мое чудно в народах. И на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву. Велико будет имя Мое между народами» - говорит Господь Саваоф». Это пророчество, цитата из пророка Малахии (Мал, 1:10-11). «Нет Моего благоволения к вам, - говорит Господь Саваоф, - приношение из рук ваших не благоугодно Мне. Ибо от восток солнца до запад имя Мое прославится между народами и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву. Велико будет имя Мое между народами, - говорит Господь Саваоф».
Можете опять посмотреть префацио анафоры ап. Марка, оно заканчивается словами: «Бескровное сие служение, которое приносят Тебе, Господи, все народы от востока солнца и до запад, от севера и до юга, ибо велико Имя Твое во всех народах. Фимиам приносится святому Имени Твоему, и жертва, и приношение», то есть та же цитата из пророчества Малахии. Пророчество Малахии приводится и в «Дидахи», и в анафоре ап. Марка, в свидетельствах Иустина Философа и Иеринея Лионского, и почти всех древних авторов I, II, III вв., которые пишут о Евхаристии, приводится или в самой анафоре или в рассказе о Евхаристии. То есть это пророчество ставится в прямую связь с Евхаристией.
Мы видим, что Евхаристия, является жертвой. В каком именно смысле Евхаристия является жертвой? Совершая Евхаристию, мы возвещаем смерть и воскресение Господа, и тем самым мы вновь актуализируем, делаем актуальными, являем однажды совершенное Христом на Кресте искупление. В совершении Евхаристии жертва снова возобновляется, не повторяется потому, что она совершена однажды, но мы можем приобщиться к плодам Голгофской Жертвы Христа. Поэтому Евхаристия есть жертва.
Я вам всем очень советую ответы на богословские вопросы искать в книге Николая Кавасилы «Изъяснение Божественной Литургии» (Николай Кавасила византийский богослов XIV в., знатный мирянин, живший в Солонниках; сейчас в Греческой Церкви прославлен в лике святых). В этой книге Николай Кавасила задает вопрос: «В какой момент приносится жертва Евхаристии?». Он отмечает, что если считать, что жертва приносится до освящения Даров, то это просто глупо – глупо приносить в жертву простые хлеб и вино: большого смысла в этом нет. Если она приносится после освящения Даров, то это нечестиво приносить в жертву Тело и Кровь Христовы, которые уже принесены в жертву Христом. Кроме того, Он уже воскрес, как можно Тело и Кровь воскресшего Спасителя снова приносить в жертву? Кавасила считает, что жертва и есть само освящение Даров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.