Таинство Миропомазания идет сразу после этой молитвы. Оно совершается со словами: «Печать дара Духа Святаго». Это таинство дарования печати Дара Духа Святаго. С одной стороны это сам дар Духа Святаго, с другой стороны это печать того дара, который человек получает в крещении. То есть эти два священнодействия связаны друг с другом нераздельно. На самом деле это не два отдельных таинства, а единое таинство вступления в Церковь. Человек Крещается от воды и Духа и получает дар Святаго Духа, который запечатывается Святым Миром. Это единое последование, видите они даже в Требнике не разделены отдельным титлом. Почему же говорят об отдельном таинстве Миропомазания? Во-первых, все-таки Миропомазание может совершаться отдельно от Крещения: в тех случаях, когда человека крестит мирянин в смертной боязни (например, Крещение совершала повивальная бабка). Если вы не знаете, на Руси все повивальные бабки обязывались уметь крестить, чтобы в случае, если ребенок рождается слабый, больной его можно было покрестить. А затем, если ребенок все-таки оживал, его уже Миропомазывали без Крещения, восполняя таинство, совершенное мирянином. Кроме того, Миропомазание совершается отдельно при вступлении в Церковь неправославного человека: к этому вопросу мы еще вернемся. А в нормальном случае это единое священнодействие – помазывание елеем, погружение в воду и помазывание Святым Миром.
В средние века в католической Церкви, как и у нас, совершалось Крещение с двумя помазываниями– помазывание елеем, погружение в воду или обливание водой и помазывание Святым Миром. Это все делал священник над ребенком, а лет в двенадцать – четырнадцать, после того как ребенок приходил уже в более или менее совершенный возраст, его приводили к епископу. Епископ спрашивал его, выучил ли он за прошедшие годы основные сведения о вере, и если да, то он его помазывал и возлагал на него руку. Такой обряд подтверждения своей веры в более или менее сознательном возрасте получил на Западе наименование конфирмация (confirmatio (лат.) – укрепление, подтверждение). На Востоке аналогом такого обряда был чин пострижения волос отрока, который никаким помазанием не сопровождался. Когда стали сопоставлять восточную и западную практику, то выяснилось, что на Востоке такого обряда нет, а на Западе он считался уже таинством. И тогда отождествили конфирмацию с послекрещальным помазанием святым Миром нашего чина вступления в Церковь, чином просвещения. Эта параллель между западным обрядом совершеннолетия – конфирмацией и нашей печатью Дара Духа Святаго в Крещении проведена достаточно искусственно. Хотя у самих католиков есть и послекрещальное миропомазание тоже. Поэтому, если принять западную модель, то становится не совсем ясно содержание помазания Святым Миром. Эта же западная мысль о толковании Миропомазания встречается и в догматике у православных: скажем, у митр. Макария в толковании Миропомазания, хотя у него очень солидная обстоятельная догматика. Догматика обряда конфирмации у католиков не совсем ясна: человек уже много лет прожил в Церкви, он уже давно крещен, что может дать этот обряд? По мнению католиков, человек может получить особый, укрепляющий его дар в дополнение к тому, что он и так уже имеет в течение многих лет после своего крещения. Учение о том, что якобы в Миропомазании человек получает дополнительные дары Святого Духа, проникло и в православную догматику, хотя мы видим, что в Священном Писании ни о каких дополнительных дарах не говорится, говорится о единственном даре Святого Духа, который есть у всякого христианина. Единственный и неповторимый дар Святаго Духа, так что Святой Дух начинает жить в Христианине как в своем храме. Дар жизни во Святом Духе, который всякому христианину дается по возможности. Это все мы видим из Священного Писания и из чинопоследования. Еще раз обращаю ваше внимание на то, что в нашей традиции это единое чинопоследование и Миропомазание совершается отдельно от Крещения только в ординарных случаях восполнения Крещения, проводимого мирянами или в случае принятия в Церковь неправославных. Обычно же все это чинопоследование и Крещение, и Миропомазание совершается вместе, хотя мы их считаем двумя разными таинствами, все это чинопоследование вместе, как единое целое, возрождает человека в новую жизнь, дарует ему отпущение грехов и дает ему дар Святаго Духа. К сожалению, вопрос о богословии таинства Миропомазания с православной точки зрения не достаточно развит. В старых учебниках по догматике встречается иногда католическое мнение, что Миропомазание это дополнительные дары. Это неправильно, не дары, а печать дара Духа Святаго. Что такое печать?
В Писании весьма развито это богословие – печати. В Ветхом Завете печать есть знак того, что вещь действительно принадлежит тому или иному лицу, которое ставит свою печать на письмо или какую-то вещь, это является знаком власти человека над этим предметом. Также она равносильна подписи (если стоит печать какого-то человека это то же самое, как если бы он поставил подпись). Иногда печать придает документу засекреченный характер (в случае запечатанного свитка), и ее может сломать только тот человек, который имеет на это право. В этом случае печать Бога на чем-то становится поэтическим символом Божией власти над творением или над историей. Скажем Иов (9, 7): «Бог налагает печать на звезды (показывает Свою власть над звездами)». В Откровении достаточно много говорится о печатях, там снимают семь печатей, и право разбить печать имеет только Агнец, то есть Иисус Христос. Последовательно снимают печати, и происходят разные эсхатологические события. Эти печати разбивает Агнец: «И видел я ангела сильного провозглашающего громким голосом: «Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее» и никто не мог ни на небе, ни на земле. И я взглянул, и вот посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный (Иисус Христос), имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю». Он пришел и взял книгу и снял первую из семи печатей, и дальше все остальные печати. И вот Господь Иисус Христос Сам в Евангелии от Иоанна (6, 27) говорит: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище прибывающей в жизнь вечную, которую даст нам Сын Человеческий». Что за пища, которая пребывает нам в жизнь вечную? Очевидно, это в первую очередь таинства церковные. В связи с воспоминанием о таинствах, Господь Иисус Христос прибавляет: «Ибо на нем положил печать Свою Отец Бог». Он говорит, что печать Отца на Сыне Человеческом это не только дарование Господу Иисусу Христу власти совершить Свое дело искупления, но и освящение. «И вот к этому освящению, к этой печати освящения становится причастным христианин, когда его запечатлевают дарами Святого Духа» (2Кор. 1, 21-22). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». То есть печать дара Духа Святаго это иными словами есть сам дар Духа Святаго: и печать Крещения и в то же самое время и сам таинственный дар Святаго Духа. Так что с этого времени третье Лицо Святой Троицы Святой Дух начинает жить в христианине, или как указанно в другом месте Писания: «Молится в нем воздыханием неизглаголанным».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.