Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 36

Может быть, сейчас стоит отвлечься и сказать, что, как говорит об этом предмет патрологии, есть такой жанр церковной письменности, как литургико-канонические памятники. Что же это такое? В церковной письменности первых веков мы можем выделить группу памятников, которые называются литургико-канонические памятники. Они называются так, потому, что содержат в себе постановления или литургического, или канонически-правового характера. Таким памятником является «Дидахи» (конец I в.), Апостольское предание (начало первой половины III в.), «Дидасхалия» (IIIв.), Апостольские постановления (IV в.), Апостольские правила тоже (IV в.), Каноны святых апостолов (III в.), Каноны Ипполита (V в.) и ряд других памятников, которые основаны на вышеназванных. Все они между собой переплетаются, часто для составления наиболее поздних памятников использовались какие-то фрагменты, куски или даже целиком более ранние. Например, Апостольские постановления состоят из 8 книг - первые 6 книг основаны на Дидасхалии (IIIв.) (это более ранний памятник), 7 книга на Дидахи, а 8 книга, видимо составлена как раз автором этих постановлений. Поэтому книги отличаются - 2 книга отражает, видимо, практику IIIв. (т.е. она взята из Дидасхалии), 8 книга - практику Антиохии конца IV в. В Литургии 2 книги Апостольских постановлений говорится о том, что в начале бывают чтения из Пятикнижия, пророков, поется Псалом, читаются Деяния, Послания и Евангелие. Мы видим здесь чтения из Ветхого Завета - Пятикнижие, пророки. Пение псалма соответствует византийскому прокимну. Появляется еще один момент, присутствующий в нашей таблице, - прокимен, т.е. псалом перед Апостолом, он отмечен уже во 2 книге Апостольских постановлений, основаной на Дидасхалии (то есть восходит к IIIв.). Затем, следует проповедь, после этого оглашенные и кающиеся уходят. Появляется пункт 5.2., самый последний момент Литургии оглашенных - оглашенные выходят. Почему не было такого момента в более ранних последованиях? Потому, что сам институт оглашения формируется в течение IIIв. Во II в. институт оглашения или вообще не существовал, или существовал в зародыше. Иустин Философ в своей первой Апологии, описывая Крещение, говорит, что кто хочет принять Крещение, с тем беседуют, а затем его крестят, т.е. какого-то специального оглашения нет. В IIIв. уже появляется продолжительное оглашение, и, в связи с этим, появляются и особая молитва об оглашенных в составе Литургии и обряд, когда оглашенные выходят из храма. В нашей современной службе он сопровождается словами «Елицы оглашенные изыдите». Следует молитва верных, затем диакон приносит приношение, бывает лобзание мира между всеми присутствующими, затем диакон читает прошение обо всей Церкви, читается анафора, и затем причащение.

Литургия 8 книги Апостольских постановлений гораздо сложней и, видимо, отражает антиохийскую практику конца IV в. Почему для нас важна антиохийская практика конца IV в.? Потому что Иоанн Златоуст как раз в конце IV в. был пресвитером в Антиохии, поэтому эта практика, видимо, во многом близка к практике Константинополя. Даже если в Константинополе до этого времени служили по-другому, то когда Иоанн Златоуст стал константинопольским архиепископом, очевидно, он принес с собой какую-то антиохийскую практику. В восьмой книге Литургия, как и в Апостольском предании, описывается в связи с хиротонией епископа. Литургия начинается с того, что вновь рукоположенный садится на епископское место, это соответствует у нас в схеме Литургии оглашенных пункту 3.1. - восхождение на горнее место. Епископ занимает горнее место, далее следуют чтения Закона, Пророков, Послания, Деяния, Евангелие. Бывает проповедь. Затем уходят те, кто только слушает Писание, т.е. только те, кто еще не решили стать ли им христианами или нет. Если в III в. человек желал стать христианином, то его просто так не могли в церковь допустить - это мог быть какой-то агент римских спецслужб, который хочет всех истребить. В IV в сложилась уже совершенно иная религиозная ситуация, у очень многих бывших язычников появляется желание принять христианство, и они хотят узнать получше, что-то выяснить, и может быть они еще передумают. Поэтому появляется такая степень как слушающие, то есть те, кто слушают, но еще не решили - нравится им это или нет, еще не выбрали для себя. После проповеди бывает отпуст таких людей. Они послушали проповедь, Библию и уходят. Затем читается коленопреклонная молитва об оглашенных (оглашенные становятся на колени), и ектенья диакона. После этого - вторая молитва об оглашенных (ее слушают уже стоя): молитва оглашенных, потом молитва главопреклоненная, являющаяся благословением, и оглашенные уходят. Затем также молитва одержимых от нечистых духов, главопреклонная молитва как благословение над ними и они уходят. Затем ектенья, молитва, главопреклоненная о готовящихся ко крещению. Они опять-таки тоже уходят. Затем длинная ектенья, молитва главопреклоненная о кающихся, и кающиеся уходят. В IV в. в Церкви перед тем как стать верным существовало большое число степеней: уже есть такие степени, как слушающие, кающиеся, просвещаемые, крещаемые. Мы к этому вопросу еще вернемся, когда будем говорить о Крещении, надеюсь, завтра. После этого читается длинная коленопреклонная ектенья (вроде мирной то, что в таблице у нас обозначено пунктом 1.1. Литургии верных). В конце ектеньи диакон говорит: «Спаси и восстави нас, Боже, милостью Твоею» и все встают с колен. Следует молитва епископа о верных, и лобзание мира. Епископ умывает руки, и диаконы приносят хлеб и вино. Два диакона отгоняют насекомых репидами. Епископ одет в светлое одеяние, и это первое свидетельство в церковной письменности об особых облачениях клириков. Впервые особые облачения клириков отмечаются как раз в Литургии 8 книги Апостольских постановлений: сказано, что епископы одеты в светлое одеяние. Епископ отличается от всех прочих своим светлым одеянием, видимо особо украшенным. Ни в каких памятниках более ранних никакие специальные облачения не отмечаются. Епископ молится про себя со священниками, делает рукой знамение креста на челе (Апостольские постановления являются также первым свидетельством церковной письменности о крестном знамении). Епископ делает крестное знамение. Далее читается анафора и ектенья перед причащением. Так мы встречаемся с пунктом 5.1. Литургии верных нашей таблицы, мы отмечаем этот пункт уже в конце IV в.