Мы разобрали чинопоследование Божественной Литургии с исторической и содержательной точек зрения. Я надеюсь, всем ясны составные части Божественной Литургии. Каждая часть Литургии имеет свое назначение, и была вызвана или существенно необходимыми причинами, или, может быть, какими-то историческими особенностями византийского обряда, и сохраняется теперь как традиционный неотъемлемый элемент. Однако, Литургия состоит не только из неизменных частей: некоторые ее элементы, хотя они всегда присутствуют в чине, меняются – то есть слова не каждый день одни и те же. В схеме Божественной Литургии они отмечены звездочкой. На Проскомидии, вы видите, ничего не меняется. Конечно, в пункте 3.2 – упоминание святых на проскомидии, поминаются каждый день святые того дня, который случится по календарю. Но это не такой уж сильно изменяемый элемент: просто добавляются имена дневных святых. Пункты 3.3 и 3.4. – тоже, мы здесь говорим каждый раз разные имена живых и усопших. На отпусте – пункт 6. Произносится имя того святого, чья совершается Литургия: если Литургия Иоанна Златоуста, то Иоанна Златоуста, если Литургия Василия Великого – то Василия Великого. Но все эти моменты звездочками не обозначены, потому что по-настоящему изменяемыми эти элементы назвать нельзя: изменяются несколько имен, а в принципе, остаются те же самые слова.
Первый изменяемый элемент – антифоны: первый, второй, третий. Бывают три вида антифонов: будничные, праздничные и изобразительные. Чаще всего поются изобразительные антифоны. Слова изобразительных антифонов: первый антифон начинается словами - «Благослови душе моя Господа …»; второй антифон – «Хвали душе моя Господа …»; третий антифон – «Блаженны нищие духом …». В некоторые дни года, а именно в Великие Господские праздники, в двунадесятые Господские праздники и на Пасху – поются праздничные антифоны. А в некоторые будние дни, в самые простые дни должны петься будничные антифоны. К вопросу о том, когда какие антифоны поются, мы вернемся во второй части курса, когда будем более подробно знакомиться с Типиконом и с Уставом суточных служб.
Следующий изменяемый элемент – «входное» - пункт 2.2. Правильнее говорить «входной стих». Он тесно связан с антифонами, поэтому сейчас мы только отметим, что это изменяемый элемент, а более подробно об уставе входных стихов мы будет говорить во второй части курса.
Тропари и кондаки – это единственные изменяемые гимнографические тексты на Литургии. Что за богослужением поется? Поются или псалмы, или какие-то отрывки из Библии, или переделанные из псалмов песнопения, такие как прокимен или аллилуарий, то есть тоже библейские тексты, особым образом измененные. Это с одной стороны. А с другой стороны – на службе могут петься гинографические тексты, то есть песнопения, написанные уже христианскими авторами. Если не считать гимна «Единородный Сыне …» и тропаря «Да исполнятся уста наша …» в конце Литургии, то на Литургии очень мало гимнографических произведений – «Херувимская», совсем единицы. И единственной изменяемой гимнографией, то есть такой гимнографией, которая каждый день разная, являются тропари и кондаки по входе, под номером 2.2. Об уставе пения тропарей и кондаков по входе мы тоже будем говорить во второй части курса.
Трисвятое тоже со звездочкой. В то время как тропари и кондаки изменяются каждый день, в зависимости от праздника, от дня, от храма. Трисвятое почти весь год поется, не изменяется. Но на праздники Крещения, Рождества Христова, Лазареву субботу, Великую Субботу, в Пасху и всю Светлую седмицу, в праздник Пятидесятницы вместо «Святый Боже …» поется «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» - стих из послания к Галатам (3, 27) (Те, кто во Христа крестились – во Христа облеклись). Этот стих связан с Таинством Крещения. На следующем занятии мы будем говорить о таинстве Крещения и вернемся к этому стиху. Кроме того, два раза в году поется тропарь Кресту: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Тропарь Кресту поется на праздник Воздвижения Креста Господня – 14 сентября старого стиля и на Крестопоклонную неделю – в третье воскресение Великого Поста. Поется ради того, что этот день посвящен Кресту Христову.
Затем мы встречаемся с изменяемыми чтениями: каждый день года разные чтения – пункты 3.2. и 3.3. – Апостол и Евангелие. Соответственно о чтениях, об уставе чтений мы тоже будем говорить во второй части курса. Все понимают, что такое прокимен и что такое аллилуарий? Прокимен – это особый способ исполнения Псалма: поется Псалом, сокращенный до нескольких стихов. А аллилуарий это пение слова «аллилуйя» (примерный перевод с еврейского слова «аллилуйя» это хвалите Бога). Аллилуйя поется ради Евангелия. Прокимен поется вполне самостоятельно, как мы видели в древних чинах Литургии: читался Ветхий Завет, потом пели Псалом, потом читали Апостол, потом читали Евангелие. На Литургии в Константинополе читали Ветхий Завет, потом Псалом, потом Апостол, потом Евангелие. Ветхий Завет со временем перестали читать: сейчас только несколько раз в году, только на некоторых Литургиях читают Ветхий Завет. Псалом остался, он превратился в прокимен. «Аллилуйя» – это песнопение перед Евангелием, ради Евангелия совершается каждение (когда-то оно совершалось во время пения «Аллилуйя» и его пели протяжно). Сейчас оно совершается во время чтения Апостол, немного раньше. Каждение перед Евангелием, ради чести Евангелия. И поется «Аллилуйя» со стихами из псалмов (торжественная песнь перед чтением Священного Писания, Слова Божия, перед Евангелием).
Следующая изменяемая часть – Херувимская песнь. Уже говорилось, что весь год поется песня «Иже херувимы …», раз в году в Великую Субботу «Никто же достоин …», раз в году в Великий Четверг – «Вечери Твоея тайныя …».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.