Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 88

6.2. Таинство Священства

Из Первого послания к Коринфянам ясно, что один из основных принципов устройства Церкви – это принцип различения служений и даров. (1Кор. 12): «Дары различны, но Дух один и тот же, служения различны, а Господь один и тот же, действия различны, а Дух один и тот же, производящий все во всех, и каждому дается по велению Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому – слово знания … . Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их много, но составляют одно тело, так и Христос». В известном тексте говорится: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцеления? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам еще превосходнейшие». Дальше знаменитая песнь – гимн любви, в 13 главе Послания к Коринфянам.

Итак, принцип различения служений один из основных принципов, организующих церковную структуру. Выясняется, что одним из важнейших дарований в Церкви является дар предстоятельства, получаемый в таинстве священства. Дар возглавлять церковную молитву, церковное собрание. Мы уже говорили о взаимоотношении ветхозаветного и новозаветного священства. О том, что если говорить о священстве в ветхозаветном смысле, то есть о тех людях, которым дано право приносить жертвы и которые участвуют в этих жертвах. В этом смысле в Новом Завете все христиане являются священниками, все участвуют в жертве Христа и приобщаются ей. Но есть так же иерархическое священство. Эта иерархия возникает в Церкви с апостольских времен и является продолжением деятельности апостолов. Согласно Деяниям апостолы всюду ставят пресвитеров (пресвитер – то есть старец). Множество мест в Деяниях сообщает о поставлениях старцев. Пресвитеры поставляются апостолами через возложение рук, об этом жесте мы будем еще говорить. Этот жест показывает, что пресвитеру соответствует особый дар Святого Духа, и это не является простой административной функцией. В Послании Иакова упоминается, что пресвитерам дана власть совершать таинство елеосвящения. В другом тексте (1Тим, 5, 17) говорится о том, что пресвитеры предстоятельствуют на христианском собрании. В Послании к Филиппийцам упоминаются совместно епископы и дьяконы. Так же как пресвитеры, они приступают к своим обязанностям через возложение рук. Итак, мы встречаемся со всеми тремя основными ступенями церковной иерархии. При этом в Новом Завете не встречается слово священник, говорится о епископах, пресвитерах и дьяконах. Давайте откроем «Дидахи». В последних главах говорится о поставлении епископов и дьяконов. Уже в самых ранних христианских памятниках – в Новом Завете и в «Дидахи» говорится о существовании в Церкви особых иерархических ступеней, о том, что в эти ступени поставляются через возложение рук. Например, (1Тим 4, 14): «Не не радей о пребывающих в тебе дарованиях, которые даны тебе по пророчеству с возложением рук священства». То есть явно выделяется, что это особое служение сопряжено с особым дарованием, что это дарование дается через акт возложения рук и что этому акту предшествует момент пророчества, момент предизбрания ставленника Богом. Но и в «Дидахи» и в Новом Завете мы видим некоторую неясность соотношения ступеней. Один и тот же человек называется в одних посланиях епископом, в других пресвитером. Явно, что терминология еще не устоялась. Но уже в памятниках конца I и начала II вв. в первую очередь в Посланиях Игнатия Богоносца, а также в Первом послании Климента Римского ясно содержится учение о трехстепенной иерархии: дьякон, пресвитер и епископ. При этом, когда общины были маленькими, епископ был предстоятелем, он возглавлял всякое богослужение, будь то Евхаристия, Крещение или совместная трапеза – агапа, как она отмечается у Игнатия Богоносца. Пресвитеры составляли при епископе совет, помогали епископу в делах церковного управления, дьяконы помогали епископу в организации социального служения Церкви, прислуживали за богослужением. При этом, если епископ отлучался по той или иной причине, службу возглавлял один из пресвитеров. А если епископ должен был куда-то поехать и не мог, то вместо него посылался заместитель, обычно – дьякон. Со временем к этим трем основным ступеням прибавляются также (это мы можем уже и в апостольском Предании видеть) и другие церковные ступени. Такие как ступени чтеца, певца, экзарциста (то есть человека, который имеет власть читать экзарцизмы, сейчас эта ступень не существует). В IV в. появляется ступень иподьякона (под дьякона, если перевести на русский язык). Эта ступень появилась, судя по всему, в Риме, видимо в связи с тем, что в Риме бытовало мнение, что дьяконов может быть не больше семи, и чтобы как-то увеличить их число и при этом не превысить число семь – к этим семи дьяконам были прибавлены иподьяконы, как бы дополнительные дьяконы. Они считаются лишь дополнительными служителями. На Западе известны были степени окалумфа, остиария и другие. Кроме того, выделились степени старшего дьякона епархии, со временем эта ступень превратилась в степень протодьякона и архидьякона. Пресвитеры в соответствии с их заслугами стали отмечаться степенями протопресвитера, протоиерея, архипресвитера. А ступень епископа, в связи с развитием высшего церковного управления в IV и последующих веках, стала также иметь разные степени, такие как епископ, архиепископ, митрополит и патриарх. Первоначально архиепископ это был глава поместной Церкви. До сих пор все восточные патриархи носят титул архиепископа: архиепископ Константинопольский, архиепископ Александрийский. Митрополиты это первоначально глава более мелкой структуры – митрополии. Так что у греков архиепископ получается старше митрополита, а у нас, как вы знаете, наоборот – степень митрополита считается более высокой степенью, чем степень архиепископ. Это связанно с особенностью церковной русской истории – Русскую Церковь долгое время возглавлял митрополит Киевский. И, когда Русская Церковь стала автокефальной, митрополит так и остался самым старшим епископом, и архиепископы оказались ниже митрополитов. Это особенность Русской Церкви и Церквей от нее образованных, таких как Польская Церковь и другие. Число разных церковных степеней достаточно разнообразно. Я перечислил далеко не все, возможны и другие. Но священными степенями считаются три, те три, которые засвидетельствованы в Новом Завете и в памятниках первого века – дьякон, священник епископ. Это те степени, которые установлены непосредственно апостолами. Остальные ступени появлялись и исчезали в Церкви в силу исторических обстоятельств, и они считаются не священными, а церковными степенями. Соответственно обычно называют поставление в священные степени хиротонией, а в церковные степени – хиротесией.