Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 60

2. Praefatio («префацио») – вступление. «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего. Ты бо еси Бог неизречен, недоведом (то есть непознаваем – нельзя познать до конца), невидим, непостижим, присно сый (существующий всегда), такожде сый (существующий всегда таким же образом), Ты и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый» Вся Троица существует всегда и всегда единым же образом. Как вы видите, никакого развернутого богословия Лиц Святой Троицы здесь нет. Говорится, в общем, о Боге, но совершенно не так как у Василия Великого. Дальше тема, которой у Василия вообще нет в префацио. «Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия воставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и царство твое даровал еси будущее (рассказ о сотворении, об искуплении, которого у Василия Великого в префацио вообще нет, у него в префацио совсем другое содержание). От сих всем благодарим Тя, и единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго (видите, есть благодарение, а у Василия Великого в префацио благодарения не было), о всех, иже вемы и ихже не вемы (о том, что знаем и о том, что не знаем), явленных и неявленных благодеяниях, бывших на нас.» Интересно отметить, что в языке проповеди Иоанна Златоуста под неявленными благодеяниями он понимает то, что человеку кажется злом. Явленное – это то, что человек понимает: это добро для него. А то, что ему кажется злом: умер какой-нибудь родственник или что-то плохое с ним случилось. На самом деле – это тоже благодеяние для человека говорит Иоанн Златоуст, просто человек еще не понял, почему для него это добро: все, что происходит с человеком, все для него во благо. Поэтому мы благодарим о явленных и неявленных благодеяниях, то есть о том, что мы понимаем, что это благодеяние и о том, о чем мы пока еще не поняли, почему это благодеяние. Содержание префацио Василия Великого: «Прославление Вечного и Неизменного Бога, крайне лаконично изложенные темы сотворения мира и Божьего домостроительства для спасения человека, благодарение (а) о дарованном нам спасении, b) об известных и неизвестных нам, «явленных» и «неявленных» благах (как следует из проповедей свт. Иоанна, под последними он понимал скорби, выпадающие человеку), с) о совершаемой службе)». Если вы сравните префацио Иоанна Златоуста с префацио Василия Великого, то увидите, что они имеют совершенно разную тематику, и анафора Иоанна Златоуста никак не может быть сокращением анафоры Василия Великого. Литургия Иоанна Златоуста и по лаконичней и не такая сложная: Иоанн Златоуст – проповедник, он больше опирается на живое слово, у него нет сложно построенных описаний. И переход к санктусу у него проще, чем у Василия Великого. Он говорит просто о том, что мы благодарим Господа о том, о том, о том, а еще «о службе Тя благодарим, которую изволил принять от наших рук, хотя предстоят Тебе тысячи ангелов …».

3. Presanctus. Префацио закончилось и содержание уже совершенно иное, совершенно не такое как у Василия Великого. «Благодарим Тя и о службе сей, же от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тьмы ангелов, херувими и серафими, шестокрылатии, многоочитии, возвышающиеся пернатии. Победную песнь поюще, вопиюще взывающе и глаголюще».

3. Sanctus («санктус»). «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних».

4. Postsanctus («пост - санктус»). «С сими и мы блаженными силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем. Свят еси и пресвят, Ты и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якже Сына Твоего единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный». Вот весь постсанктус, видите, какой он краткий, по сравнению с постсанктусом Василия Великого, практически два предложения. В то время как у Василия Великого длинное-длинное изложение домостроительства спасения от сотворения человека до Второго пришествия; у Иоанна Златоуста просто цитата из Евангелия от Иоанна (3,16). Видите, тоже абсолютно разное содержание с тематической точки зрения, что опять таки подтверждает то, что анафора Иоанна Златоуста никак не может быть сокращением анафоры Василия Великого.

5. Institutio («институцио»). «Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предашеся, паче же сам себе предаяше, за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом рек: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Подобне и чашу по вечери глаголя: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая, во оставление грехов»». Мы видим здесь у Иоанна Златоуста нет третьей заповеди: «Творите сие в Мое воспоминание». Анафора свт. Иоанна Златоуста - это, кстати, уникальный случай: почти все анафоры Востока и Запада содержат три заповеди, а у Иоанна Златоуста, почему-то только две. Опять таки, видите, совершенно другое содержание институцио, не такое как у Василия Великого. Хотя ясно, что в глобальном смысле то же содержание, но возникают совершенно другие темы: нет третьей заповеди и вообще все не так.

5. Anamnesis («анамнесис»). «Поминающе убо спасительную сию заповедь (интересно, какую заповедь сию? «Приимите, ядите …»; «пийте от нея вси …» или отсутствующую – «Сие творите в Мое воспоминание»), и вся яже о нас бывшая. Крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную сидение, второе и славное паки пришествие. Твоя от Твоих тебе приносяще о всех и за вся. Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Сравнение из таблицы: «Переход от «анамнетической» (исторической) к «эпиклетической» (просительной) части анафоры – от воспоминания домостроительства спасения к прошениям о Дарах и о Церкви. Анамнесис начинается с поминовения «заповеди» (вероятно ссылка на пропущенную в институцио заповедь (Лк. 22, 19))». Теперь епиклеза.