Возглас навевает на память Святое Святых (в Иерусалимском храме было место, особенно святое - Святое Святых), но это название не имеет ничего общего с этим возгласом. Еще можно сказать, что почему-то в России в последнее время распространилась практика делать земной поклон во время возгласа «Святая святым». Достаточно странная практика, и надо сказать, непонятно, на чем основанная - нигде в Уставе не говорится, что нужно в этот момент делать земной поклон. Земной поклон по Уставу нужно делать перед причащением, когда священник выносит Чашу, потом, если кто-то не причащался, то после, когда священник второй раз выносит Чашу после причащения. Можно делать поклон тогда, когда священник делает поклон, т.е. во время пения «Тебе поем, Тебе благословим», когда читается эпиклеза, и потом когда священник делает земной поклон перед Дарами. А на «Святая святым» не совсем понятно, почему делают земной поклон. Наверно из-за того, что этот возглас устрашает, а он ради этого и существует.
- И ответ «Един Свят, един Господь Иисус Христос во Славу Бога Отца. Аминь». Раннехристианское богослужение первых веков имело набор таких аккламаций. Вы можете статью «Аккламации» тоже посмотреть в энциклопедии. Аккламации это стандартные возгласы народа (восходящие иногда даже к ветхозаветным временам). Это такие простые возгласы, как: «Аминь», «Аллилуйя», «Господи, помилуй», «Благослови», возглас «Достойно и праведно». Например, в начале анафоры епископ говорит «Благодарим Господа», народ отвечает «Достойно и праведно». Также такой аккламацией первых веков была аккламация «Един Господь, Един Бог» - «EiV QeoV» («Ис Теос»), очевидно, ветхозаветного происхождения, утверждающая единобожие. В IV в. она трансформировалась в более расширенный вариант, может быть - чтобы поспорить с арианством, в целях антиарианской полемики - аккламация «Един Бог» превратилась в: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца аминь». Возглас «Святая святым» - и в ответ народ исповедует свое недостоинство, ясно, что даже те, кто не имеет смертных грехов, все равно не святые, все равно все недостойны, и в ответ на возглас «Святая святым» народ отвечает, что свят один только Господь. «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь». Нужно отметить, что существовали и другие редакции этого возгласа и редакции, где прославляется вся Святая Троица, об этом смотрите в статье «Аккламации».
- Причащение. С причащением также ясно. Причащение - это неотъемлемый элемент Литургии, если нет причащения, то нет смысла совершать Литургию, Литургия совершается именно ради причащения. Смысл совершения Литургии - это освящение верующих и дарование возможности соединится с Богом в таинстве причащения. Ясно, что если нет причащения, то нет и такой возможности, нет никакого смысла совершать Литургию. Нужно также отметить, что в западной католической практике бывает обычай освящать Дары только ради освящения - Дары ради Даров, освятить и потом смотреть на них, восхищаться Телом Христовым. Практика немножко болезненная, потому что Святые Дары освящаются не для того, чтобы на них любоваться, а для того, чтобы их причащаться. У католиков даже есть такой обычай – «адорацио» (поклонение): адорацио Святым Дарам. Дары выставляются на подставке с ножкой («монстрацио»), вы видели, может быть - солнышко, в середине стеклянный круг, на него кладут облаточку, ставят на Престол: и все приходят и умиляются. Для православного это чуждо, потому что Дары освящаются ради народа, а не ради того, чтобы на них смотреть. Кстати, Николай Кавасила пишет, что, если человек не старается вызвать в себе страх Божий, не старается возвыситься душою, то Святыми Дарами не только причащаться грешно, но и смотреть на них. Т.е. во время Литургии нужно постоянно трезвиться. И этому помогают всевозможные дополнительные песнопения и чтение Св. Писания (кроме своей прямой задачи Св. Писание также готовит верующих к самому таинству).
- Функции благодарственной ектеньи также совершенно очевидны - благодарение за причащение.
- И заключительное благословение. Конечная главопреклонная молитва, которую мы видим в Апостольском постановлении, также служит как бы заключительным благословением, которое епископ дает всем собравшимся.
Теперь вернемся к свидетельству Иоанна Златоуста. У него в начале IVв. появляются два новых элемента
- Это молитва Господня «Отче наш» (она идет в таблице под номером 5.2.) и главопреклонная молитва (под номером 5.3.) В связи с чем, в чине Литургии появились эти два новых элемента. С одной стороны в молитве Господней «Отче наш» мы видим слова «хлеб наш насущный даждь нам днесь», вроде бы слова о причащении. Но, как показывает изучение свидетельств святых отцов конца IVв., молитва Господня часто понималась отчасти и как молитва исповеди: в случае когда человек не имел тяжелых смертных грехов, но, поскольку все-таки, все имеют какие-то грехи, он их перед Богом в этой молитве исповедовал, говоря «остави нам долги наша». То есть это была как бы покаянная молитва саморазрешения, молитва исповедания не смертных грехов. По-видимому, именно поэтому она была вставлена в Литургию. Число верующих увеличилось, общий духовный уровень упал, и возникла потребность такого дополнительного очищения совести перед причащением, для чего вставлена молитва Господня «Отче наш».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.