«Ко времени пения петуха (то есть уже в воскресение на рассвете), епископ пусть молится сначала над водой (в Апостольском Предании уже есть молитва над водой). Вода должна быть проточной из источника или, текущая с высоты. Пусть это совершается, таким образом, если нет какой-нибудь другой необходимости». Тоже видите, наставление в Писании, что вода должна быть проточной еще есть: то, что вода течет, символизирует то, что вода животворящая. Мы к символике воды сейчас еще вернемся.
«Если же есть срочная необходимость, пользуйтесь водой, которая есть. Облачитесь в одежды (какие-то особые). И в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе пусть говорят (это есть исповедание веры: каждый, кто может, исповедует свою веру). За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Тоже важное свидетельство о крещении детей. Вообще вопрос крещения детей тоже сложен, поскольку крещение должно быть, с одной стороны, сознательным фактом вступления в Церковь. С другой стороны, «Кто не родиться отводы и Духа, - говорит Христос, - не может войти в Царствие Божие». Мы видим (об этом и Апостольское Предание свидетельствует и Ориген говорит), что древнее Церковное Предание, свидетельствует о возможности крещения детей. В Новом завете Павел и Петр уже крестят домами, то есть они крестят не только верующего человека, но и весь его дом: всех его родственников, в том числе и детей. И Христос говорит: «Не мешайте детям приходить ко Мне». В Апостольском Предании за детей, если они не могут исповедовать веру сами, в таком случае отвечают – родственники или родители. Интересно, что в нашей практике за них отвечают восприемники. В Апостольском Предании тоже есть восприемники, но они имеют совсем другое назначение. Они не отвечают за детей, а свидетельствуют о взрослых. Почему родители говорят за детей? Потому что они их будут воспитывать, поэтому они отвечают, что когда мы будем воспитывать, мы будем воспитывать в вере. То есть дети, фактически сознательно примут Крещение. Поскольку родители обещают, что они будут воспитаны уже в вере, то они крестятся не против своей воли. То есть формально нарушения воли этих детей не будет. У нас сейчас часто крестят и просят, чтобы был восприемник. И бывает, что восприемником делают совершенно постороннего человека, очевидно, что смысла в этом никакого нет. Лучше тогда крестить вообще без восприемника, чем этого человека связывать таким тяжелым грехом. Потому что восприемник, который крестит ребенка, обязывается его воспитывать в вере. Если он его не воспитывает, то это нехорошо, это грех.
В Апостольском Предании уже есть институт восприемников. Эти восприемники имеют совершенно другую функцию. Наш восприемник – это тот, кто обязуется воспитывать ребенка. Взрослым не нужен такой восприемник: фактически восприемник взрослого это тот, кто привел его в церковь. В Апостольском Предании говорится, что обещание за детей дают родители, а у нас это делают восприемники. Теперь о количестве восприемников. По канону должен быть один восприемник: у мальчика мужчина, у девочки – женщина. Два восприемника это западная практика, она укоренилась на Руси с какого-то времени, но вообще-то это не обязательно, совершенно достаточно одного восприемника, одного пола с крещаемым. Если восприемник с ребенком разного пола, будет не очень удобно воспитывать, когда ребенок вырастет: вырастет девушка, будет странно, достаточно, что посторонний мужчина будет приходить и наставлять ее в вопросах веры.
Вопрос: Если два восприемника, то женщина все равно отвечает?
Ответ: Должен быть один. Если хотят два, можно сделать два, но отвечает один.
Двух восприемников по канону не бывает. Есть правило, что нельзя жениться куму на куме, имеется в виду нельзя жениться родителю ребенка и восприемнику. Например, если умрет супруг матери ребенка, то есть отец, а у ребенка есть восприемник, то восприемнику нельзя женится на матери. А поскольку сейчас два восприемника, то получается какой-то странный канонический казус. Если два восприемника – мужчина и женщина, то возникает вопрос о том,можно ли им жениться? Поскольку в каноне такого не бывает: по канону не бывает двух восприемников, канон не знает такого случая. Но с другой стороны, эти два человека считаются как кум и кума, а насчет кума и кумы канон знает такой случай, но только соответственно в другом отношении. Если ребенка крестишь, то потом за этого ребенка ты отвечаешь, чтобы был нормальный христианин.
Детей покрестили, затем крестят мужчин и, наконец, женщин.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.