Вставка - тропарь третьего часа взят из службы третьего часа. «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, благий, не отними от нас, но обнови нас моляших Ти ся». Тропарь из службы третьего часа вставлен в чин Литургии в связи с антилатинской полемикой, он вставлен около XIV века. Как видите, он разрывает текст. «Благословити я, освятити и показати. Хлеб убо сей в самое честное Тело». То есть мы читаем: «Благословити я, освятити и показати. Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим…». Совершенно не вписывается в текст. Вставлено это для того, чтобы подчеркнуть этот момент, что самое главное в анафоре для освящения Даров эти слова: «Хлеб убо сей в самое честное Тело … Чашу же сию …». Католики говорят, что Дары освящаются при словах: «Приимите, ядите …, пийте от нея вси …». А мы православные говорим, что Дары освящаются тогда, когда мы просим о том, чтобы они освятились, иначе, зачем просить. Дары освящаются после того, как мы об этом попросим. Пока мы не попросим, они не освящаются. Бог отвечает на нашу просьбу, а не на какие-то магические формулы. И, чтобы подчеркнуть это – вставили тропарь. Он, конечно, с одной стороны, подчеркивает православную точку зрения, но, с другой стороны, он не вписывается по смыслу. Связь текста полностью нарушается из-за этого тропаря. Греки эту вставку убрали: с XVIII в. и до наших дней греки тропарь третьего часа не читают. И читают вместе: «Благословити я, и освятити и показати. Хлеб убо сей, самое честное Тело …». А мы читаем эту вставку. Но у нас тоже неоднократно высказывались предложения, ее читать немножко раньше: читать ее не в середине епиклесиса, а перед епиклесисом. Можно вполне ее прочесть после слов: «И молим Ти ся, Боже наш». Без разрывания текста, а потом уже «Сего ради, Владыко Пресвятый …». Я хочу вам сказать, что те, кто учились в Московской семинарии и в Духовной академии, лет десять – пятнадцать - двадцать назад учили, что так и нужно читать. Сейчас, правда, так не учат, но некоторые священники читают именно так: тропарь третьего часа читают не в середине епиклезы, а перед епиклезой (нехорошо разрывать текст). Или же его можно читать на том месте, на котором он есть, тогда его можно читать так. Читать громко: «Благословити я и освятити, и показати», потом про себя тропарь прочитать и дальше: «Хлеб убо сей …». Так как тропарь к анафоре не относится, это дополнительная вставка. Точно также слова диакона, приглашение диакона: «Благослови, Владыко, святый хлеб», «Благослови, Владыко, святую чашу». Во время этих слов священник благословляет крестообразно Дары. Мы еще здесь видим слова: «Преложи Духом Твоим Святым». Эти слова по-русски более или менее вписываются. Хотя давайте вдумаемся в текст: «молимся … приити Духу Твоему Святому на ны и на предлежащие Дары сия, (Дух Святой должен приити) и благословити я, и освятити, и показати. … Чашу же сию, самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Преложив Духом Твоим Святым». Не совсем логично: приити, а потом еще приложив. По-русски это еще как-то звучит, по-гречески это звучит ужасно, потому что эта вставка: «Приложив духом Твоим Святым» сюда попадает из Литургии Иоанна Златоуста в связи с учением о тайносовершительной формуле. Когда православные восприняли католическое ложное учение о тайносовершительной формуле, эти слова «Преложив …» были объявлены тайносовершительной формулой и их вставили в Литургию Василия Великого. Изначально эта литургия их не содержала, и греки этих слов в Литургии Василия Великого не имеют. Это слова из Литургии Иоанна Златоуста.
Затем епиклеза продолжается: «Нас же всех, от единого хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие. И ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися святаго Тела и Крове Христа Твоего. Но да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, проповедники, благовестники, мученники, исповедники, учительми, и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся». Вот конец епиклезы. В епиклезу вставлено упоминание святых, но святые здесь не поминаются (здесь нет поминовения), а святые здесь приводятся как образец благочестивой жизни. «Сподоби нас причаститися и обрести благодать вместе со всеми святыми». Святые перечисляются в конце епиклезы. На этом епиклеза заканчивается.
Дальше идет поминовение: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии … О святем Иоанне пророце … О спасении и посещении и оставлении грехов рабов Божиих …О покое и оставлении грехов душ раб Твоих», и так далее. Идут поминовения, они у Василия Великого весьма длинные, мы не будем на них останавливаться. Вы можете потом это поминовение прочитать. Заканчивается все славословием: «И даждь нам единеми усты …».
Теперь откроем анафору Литургии Иоанна Златоуста. Она гораздо короче.
1. Пропускаем вступительный диалог, мы его вчера разбирали.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.