Если нет священника, то Изобразительные совершается по современному уставу. Но не по простому чину, как в часослове, а по специальному чину с чтением Апостола и Евангелия, как написано в Типиконе, в 50 главе. Даже без диакона. Они включают блаженства, затем такие 3 стиха «Помяни нас, Господи, помяни нас Владыко, помяни нас Святый». И вот между блаженствами и «Помяни, помяни, помяни», если нет Литургии, а она положена в этот момент вставляется чтение Апостола и Евангелия. На блаженствах поются те тропари, которые поются по уставу. Т.е. фактически совершается Литургия оглашенных, поется 102 Псалом, затем Псалом «Благослови душе моя Господа» и «Единородный Сыне». Потом блаженства с тропарями, потом Апостол и Евангелие, потом «Помяни, помяни, помяни», и продолжаются Изобразительные. Фактически получается Литургия оглашенных. Такое последование устав приписывает совершать в те дни, когда Литургия положена, но ее почему-то нет: нет священника или Престола или, например, хлеба нет, или еще чего-нибудь.
После Царских часов Изобразительные совершаются без чтения Писания, нет тропарей, как на часах, просто идет все подряд. Чинопоследование Изобразительных генетически по своему происхождению действительно связано с этим древним последованием: в древности было нормальным явлением, когда Литургию оглашенных служили без Литургии верных. Сейчас это не нормально, такого не бывает. Одно из современных последований – Изобразительных, исторически связано с этим древним обычаем, когда Литургию оглашенных служили без Литургии верных, просто ради чтения Писания. И в некоторых случаях Изобразительные становятся тем самым, чем они были в древности, когда Литургию оглашенных служили без Литургии верных. Мы еще будем говорить об Изобразительных - это древний палестинский чин самопричащения, он использовался монахами для келейного причащения. Мы будем говорить об этом во 2 части курса.
Мне кажется с этой частью Литургии (с теми ее элементами, которые в IV в. уже есть) все ясно: чтение Писания и проповедь, и затем выход оглашенных. Тут ничего сложного для понимания нет.
Теперь Литургия верных. Рассмотрим элементы Литургии, которые уже существовали в IVв. и заложенный в них смысл.
- Пункт 1.1. - моление верных. После того как все оглашенные ушли, и остались только верные, они молятся обо всем, о чем хотят, обо всех своих нуждах, обо всем, о чем хочется помолиться, когда собрались только верующие. По заповеди Христа, «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Собрались только верующие, никого чужого нет, и они молятся.
- Далее перенесение Даров на престол - тут все ясно - Дары должны быть принесены, иначе нечем будет причащаться.
- Лобзание мира - этот обряд является знаком того, что между христианами ничего не стоит, тоже по заповеди Евангелия «если кто хочет принести свой дар, пусть пойдет прежде примирится со своим братом». Нужно было со всеми примириться, чтобы никто ни на кого не имел никаких обид, и для того чтобы показать это, совершалось лобзание мира. Сейчас оно совершается только духовенством в алтаре, а в древности оно совершалось между всеми верующими. Правда, с оговоркой: в Дидасхалии говорится, что мужчина лобзает только мужчину, а женщина только женщину. Соответственно диакон целуется только с мужчинами, а диаконисы со всеми женщинами, и диакон целует диаконису, показывая тем самым, что все друг с другом в мире, (диакон избегал остальных женщин и те, кто не хотел лобызать друг друга, те в этом не участвовали). Этим обрядом все показывали, что никто ни на кого не в обиде. В древности, когда община была маленькой, Литургия совершалась не каждый день, а только по воскресеньям и по праздникам, которых в IV в. было совсем не много, и на богослужение все приходили в церковь. Было ненормально, чтобы кто-то отсутствовал на службе.
- Анафора. С анафорой все ясно. Анафора - это неотъемлемый элемент Литургии, это главная молитва, она, естественно, в IV в. уже существовала. Другое дело, что анафор было много. В разных традициях существовали разные анафоры. К анафорам Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого мы еще вернемся.
- Ектенья перед причащением - это новый элемент, который мы видим в Апостольских постановлениях. Судя по всему, это было подготовительное действие, для подготовки к причащению.
- Возглас «Святая святым». Мы с ним встретились в Апостольских постановлениях, на Востоке в IV в. он повсеместен. Смысл этого возгласа: «α̉γνή» «агини́» - по-гречески это «святая» (слово среднего рода, множественного числа имеет собирательное значение), т.е. в данном случае оно означает Святые Дары. «Святые» - это те, кто собрались в церкви, т.е. Святые Дары тем, кто собрались в церкви. В IV в. в церкви было очень много людей, только что принявших христианство, и далеко не все в то время принимали христианство из искренних убеждений: многие ради государственной карьеры (начиная с Константина, государство благоволило к христианам). Поэтому появляется предостерегающий возглас – «Святая святым», т.е. те, кто грешен, кто имеет серьезный смертный грех на душе, тот не должен подходить к Святым Дарам. В IV в. еще не было повсеместной исповеди, т.е. нельзя было удостовериться в том, что каждый не имеет смертных грехов, и причащение было на совести верующих. Поэтому и появляется такой возглас, означающий, что сначала надо испытать свою совесть, затем только подходить к Святым Дарам. Имеющий смертный грех не должен к ним подходить. Уже в Дидахи мы видим примерно такое предостережение - если кто свят, пусть приходит, а кто нет - пусть покается. Возглас «Святая святым» появляется в IV в. и в таком же виде сохранился и до сих пор.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.