Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 69


Дмитриевский. Со временем эти толкования очень распространились. Явное содержание Литургии для церковного человека и так ясно: ясно, что причащение это главное, анафора это принесение Жертвы. Хочется еще чего-то такого - этакого, но с другой стороны, разбираться в богословских концепциях Псевдо-Дионисия Ареопагита или Максима Исповедника не каждый захочет. Поэтому более наглядное толкование – более популярно.

Это толкование набивает оскомину: все-таки Церковь это не театр на самом деле, и Литургия совершается не для того, чтобы изображать что-то. Литургия не для того, чтобы изображать, например, Рождество Христово. Изображение Рождества Христа бывает в детских спектаклях, там вертеп какой-нибудь, а Литургия - гораздо более серьезное мероприятие. Хотя такое толкование имеет право на существование. Но оно не является первоначальной церковной традицией.

«Толкование Божественной Литургии» Николая Кавасилы. Николай Кавасила (сер. XIVв.) очень твердо дает отпор всякого рода символическим толкованиям Литургии. Он говорит: «Наиглавнейшее в служении Святых Таинств - преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Для подготовки к нему и для исполнения его служат молитвы псалмы и чтения из Св. Писания, словом все священнодействия и слова, которые производят и произносятся перед освящением Даров и после». Он очень твердо говорит, что не нужно забывать в Литургии главное ее содержание – принесение Жертвы, освящение Даров и освящение верующих через причащение. Главное не нужно ни в коем случае забывать и затмевать его – символизмом. Кавасила отмечает, что и символизм имеет право на существование. На примере образа одежды, говоря, что как одежда имеет свое прямое назначение, но также может иметь и дополнительные назначения, также и обряд Литургии имеет прямое назначение: предварительно идет обряд подготовки, приведение верующих в достаточное духовное состояние для принятия Святых Даров, а само таинство для соединения со Христом, но имеются и дополнительные символические значения. Николай Кавасила разбирает в своем толковании Литургию. С одной стороны, он разбирает богословские моменты, связанные с совершением Божественной Литургии, делая это очень подробно. С другой стороны, он в небольшом объеме дает и уже традиционную к его времени историческую символику. В таблице выписаны исторические моменты, которые Николай Кавасила, пользуясь существующей к его времени традицией, вставляет отдельные моменты в Литургию. Но еще раз повторяю, что для Николая Кавасилы гораздо важнее богословский момент, связанный с Литургией, чем эти достаточно надуманные исторические параллели. Хотя они тоже, как вы видите, указаны.

Ну и, наконец, последний автор – Симеон Солунский (конец XIV начало XV вв.). Сочинения свои он писал около 1400 года, то есть в самом начале XV в. Симеон Солунский написал целый ряд трактатов. У него есть и развернутое и краткое толкование Литургии. Развернутое - очень длинный трактат «Диалог со священнослужителем», где в форме диалога подробно разбирается не только Литургия, но и многие другие чинопоследования и обряды. Диалог этот издан отдельно, такая желтая книжка, толстая. Есть слово только об одной Божественной Литургии, более краткое толкование одной только Литургии - «Книга о храме» Симеона Солунского. Она есть в конце книги Дмитревского, в Приложениях. Как последний византийский автор (такой получился парадокс в истории) Симеон Солунский во многом вновь возвращается к уже забытой к XIV в. традиции духовного символизма, характерной для мистики Максима Исповедника. Литургические символы, согласно Симеону Солунскому, являют реальность двух различных порядков. С одной стороны, они показывают все спасительное домостроительство Бога во Христе. С другой стороны, предвосхищают высшую реальность Царства Небесного. Созерцающему богослужение, открывается доступ к духовной реальности, которая есть Христос. Постепенно очищаясь, человеческий дух получает от Бога дар просвещения, позволяющий ему подняться от уровня материальных условий к духовной реальности. Человек возрастает в премудрости, продвигается к совершенному знанию божественных тайн, которые составляют цель христианской жизни (то есть такое схоластическое понимание Литургии в стиле духовного символизма). Как я сказал этот «Диалог со священником» весьма пространное произведение Симеона Солунского, где он толкует все малейшие обряды и все предметы церковной утвари и так далее, так что это, пожалуй, самое подробное толкование на богослужение в истории византийского обряда. В своем толковании Симеон Солунский, в основном, придерживается толкования Максима Исповедника, хотя и делает все гораздо подробнее. Но в тех моментах Литургии, где Максима Исповедника недостаточно, то есть те моменты, которые он опускает (например, Максим не толкует анафору и большую часть обрядов Литургии верных, когда таинство уже совершается в полную силу), Симеон заимствует образы из «Протеории», поэтому его толкование не всегда последовательно. Вы видите это из таблицы.

Великий вход у Симеона Солунского означает Второе пришествие Христа, а возношение даров – опять вознесение Христа на крест.

По таблице вы можете сопоставить различные толкования между собой. Таблица взята из книги …, здесь же вы можете найти основные сведения о разных толкователях.

Теперь возьмите библиографию, посмотрите раздел «Толкование богослужения»: Герман Константинопольский «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств», Николай Кавасила «Семь слов о жизни во Христе» это толкование на церковные таинства и «Изъяснение Божественной Литургии». «Изъяснение Божественной Литургии» я вам показывал, оно у вас есть, такая голубенькая тоненькая книжка большого формата, она есть так же в интернете. Правда не очень хороший перевод, не очень точный: смысл передается правильно, но не всегда буквально (достаточно вольный перевод).

Далее идет Симеон Солунский «Сочинения» («Диалог со священником»), а его «Книга о храме» в Приложении к книге Дмитревского И.И. «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии».