Далее два чина пострига: чин малой схимы и великой схимы. На самом деле отличаются они очень мало: различаются слова молитв, но порядок пострига совершенно один и тот же. Единственная разница, что в великой схиме есть каноны и антифоны (дополнительная гимнография).
Чин малой схимы начинается с того, что человека, который будет постригаться, приводят в церковь. Он делает поклоны и при этом поется тропарь: «Объятия Отче отверти ми потчщися, блудно бо мое изждих житие и богатство неиждиваемое зде дра и щедроты яко Спасе ныне не обличавше не презри сердца. Тебе бо Господи во умилении Зову: «Согреших, Отче на небо и пред Тобою»». Фраза блудного сына из притчи. Это седален из Службы о блудном сыне. Сегодня вечером на всенощной его как раз будут петь. Его поют на постриг и раз в году в Неделю о блудном сыне.
Далее идут вопросы. Постригать должен монашествующий в священном сане, то есть или иеромонах или игумен или епископ. Если почитать жития Антония Великого, или Феодосия Великого, то можно видеть, что первые монахи постригали просто, без всякого священного сана. Монах имел право постригать другого монаха. Теперь, чтобы не было разброда, в монахи имеет право постригать только монах в священном сане, часто лишь с благословения или своего игумена или епископа. То есть не всякий, кто захочет.
Постригающий спрашивает: «Что пришел еси, брате?». «Припадать к святому жертвеннику (престолу) святей дружине сей (то есть монашескому сообществу). Желаю жития постнического, честный отче». Дальше постригающий говорит ему некоторое слово, читает молитву, возлагает книгу на его главу и читает другую молитву и главоприклонную молитву. Затем идет обряд пострижения. Постригающий говорит: «Возьми ножницы и подаждь ми я (подай мне ножницы)». Три раза он ему дает и три раза он их откидывает. Тем самым постригаемый явно выражает свою личную, свободную волю и показывает, что это его личное желание, что никто его насильно не постригает. И, наконец, его постригают: «Брат наш велия постригает власы главы своея во имя Отца и Сына и Святого Духа». И облачает его в предметы монашеской одежды. После этого идет несколько молитв, читается Апостол и Евангелие. На этом все заканчивается.
У великой схимы порядок абсолютно такой же, только в начале прибавлен канон схиме и несколько антифонов. Ну и слова молитвы другие. Почему два чина пострижения – великий и малый? Обеты те же самые. Странно получается: человек приносит обеты, и если он захочет принять великую схиму, он должен опять те же самые обеты повторять. Считается, что эти два чина на самом деле происходят просто из двух разных местностей (скорее всего, из Палестины и из Греции). А потом они объединились, и получилось, что малая схима это монах общежительного монастыря, а великая схима – это уже схимник, человек, который совсем отрекся от мира. Так у нас в России бывает. На Афоне существуют разные практики. В одних монастырях постригают сразу в великую схиму, минуя все остальные. В других монастырях постригают сначала в малую, а потом в великую схиму, в третьих – сначала в рясофор, а потом - в великую. В русских монастырях Афона, как и в России, постригают: в рясофор, в малую и великую схимы.
Монах имеет правило, и, кроме того, что несколько отличаются облачения великосхимников, и молитвенное правило у них немного больше. Монашество это такое же свободное избрание, как, например, брак. И точно также как Церковь не может разрешить брак, пока он сам не распадется - нет такого чина извержения из брака: два человека решили вступить в брак и все, Церковь их может благословить, но не может никак это отнять, точно также не может быть отнята благодать монашества. Из сана Церковь может извергнуть, а из монашества тоже не может. Это как брак: человек дал обет перед Богом и все. Расстрижение может быть клирика: например, Филарет Денисенко киевский лжемитрополит, лжепатриарх извергнут из сана и предан анафеме, но он все равно монах: он дал обет монашества, хотя на самом деле по жизни он монахом то и не был, у него была жена и сыновья.
В конце Большого Требника есть большой Номоканон – краткий сборник основных правил. В том числе правил об отлучениях. Если вам интересно можете посмотреть. Кроме того, в Номоканоне приводятся некоторые сведения, например, об устройстве алтаря. Номоканон это краткий сборник канонических предписаний. В нем есть некоторые вещи, которых нет в книге правил. Это текст - важный как источник по каноническому праву. Какие у нас основные источники канонического права: Книга правил и Номоканон при Большом Требнике. Если брать историю канонического права, то существуют и другие важные источники, но для нас сейчас важны и имеют силу только эти – Книга правил, Номоканон и Устав Православной Церкви.
Вопрос: Сколько должна идти Литургия?
Ответ: По продолжительности около часа, как написано в Номоканоне. На Афоне Литургия без всяких сокращений продолжается пятьдесят минут. Они ектеньи не поют, а читают. Поют только Мирную и сугубую.
О каноническом праве, связанном с таинствами, я решил намеренно не говорить, поскольку это вопрос отдельный. Я надеюсь, у вас будет предмет каноническое право, и там вы будете этого вопроса касаться – вопроса связи между каноническим правом и литургикой. Достаточно много в каноническом праве посвящено и Евхаристии и Крещению и другим таинствам. Я решил за недостатком времени этот материал пропустить.
1. Основные источники
1). Чинопоследование Литургии и Таинств (по Служебнику, Требнику, Архиерейскому Чиновнику).
2). Всенощное бдение. Литургия. М., 1982 (или переиздание).
2. Основные учебники
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.