И учение это, на самом деле абсолютно ничего не может объяснить, оно совершенно формально. На самом деле то, каким образом хлеб становится Телом, а вино Кровью является тайной, само действие это таинство, великая тайна, и, как оно совершается, мы сказать не можем. У святых отцов встречаются разные термины по отношению к освящению даров, но все-таки правильный богословский термин «приложение», а термин «пресуществление» для православной мысли не подходит. Дары в Таинстве прилагаются, то есть становятся Телом Христовым и Кровью Христовой, при этом некоторые отцы говорят, что образ освящения Даров можно сравнить с образом воплощения Христа. Как Христос принял на Себя человеческую плоть и эта человеческая плоть - это плоть Самого Христа, но в то же самое время она не перестает быть плотью человеческой. Христос одновременно и Бог и человек. Также хлеб и вино в Таинстве Евхаристии становятся Телом Христовым и Кровью Христовой, при этом, не теряя своего свойства быть хлебом и вином.
Некоторые отцы говорят - можно. Но можно сравнить, не потому, что это также происходит, а просто можно сопоставить воплощение Иисуса Христа: Христос воплотился и Он имел полноценную человеческую природу, которая при этом была природой Самого Христа и приложение хлеба и вина в Таинстве Евхаристии: хлеб и вино остаются хлебом и вином, и в то же самое время они являются Телом и Кровью. Это образ. Хотя все равно, этого мнения придерживаются только некоторые отцы, а как на самом деле освящаются Дары, остается тайной сокрытой от нас.
Еще я хотел бы обратить ваше внимание на библиографию, на книгу Ханги Паля «Евхаристическая молитва», издательства Фрибург, 1968 год. Это сборник практически всех наиболее известных классических анафор, публикации текста с минимальными комментариями. Их там, наверно, порядка 100. Если вы вдруг столкнетесь с проблемой изучения анафоры, или вам потребуется найти оригинальный текст анафоры, то эта книга вам поможет. Это - классическая хрестоматия - собрание евхаристических молитв. Конечно, она не содержит все известные анафоры, но все классические, за исключением, может быть, некоторых текстов, опубликованых совсем недавно. Например, анафора Барселонского папируса, она опубликована Рока Пуэк, совсем недавно, мы с вами вчера ее читали в русском переводе. Она, несомненно, тоже бы вошла в книгу Ханги Паля, если бы была опубликована до 1968 г. Сейчас готовится второе издание этой книги.
Сегодняшняя лекция посвящена Византийскому чину Божественной Литургии, и его толкованию.
Откроем схему. На этой схеме мы видим то последование Литургии, которое используется в Русской церкви в наши дни. Эту схему всякому христианину, не обязательно студенту Богословского факультета, следует знать на память. Всякий православный христианин должен знать порядок Литургии, это входит в тот минимум, который всякий верующий должен знать.
Мы видим, что Литургию можно условно разбить на 2 части - литургию оглашенных и литургию верных, но, кроме того, есть еще такая дополнительная часть, как проскомидия. Мы по порядку о них поговорим.
Вначале я хотел бы назвать основные этапы развития византийского чина Божественной Литургии.
Развитие византийского чина Божественной литургии начинается в IV в., то есть собственно, с момента возникновения византийского обряда, в связи с постройкой и освящением Константинополя. Но есть определенные свидетельства о том, как совершалась литургия на Востоке в более ранний период. Прежде всего, давайте обратимся к этим свидетельствам.
Уже в Первом послании Климента Римского (на рубеже I и II веков), мы видим, что евхаристическое собрание вполне упорядочено. Мы можем посмотреть текст этого послания. Это один из древнейших памятников христианской письменности, не считая Нового Завета и «Дидахи». Климент пишет: «Мы должны в порядке совершать (в порядке - т.е. по чину: к тому времени уже существует определенное чинопоследование) все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священнодействия совершались не случайно и не беспорядочно, но в определенные времена и часы. Первосвященнику (т.е. епископу) дано свое служение. Священникам назначено свое дело (на самом деле, и место: священники имеют свое место в церкви), и на левитов, (у нас дьяконов), возложены свои должности. Мирской человек связан постановлениями для народа».
Мы видим, что евхаристическое собрание вполне упорядоченно, согласно заповеди Павла – «все у вас благообразно и по чину да бывает». Но Климент не дает описания собственно порядка Евхаристии, как не дает его Игнатий Богоносец и другие авторы, современные священномученику Клименту.
Посмотрим свидетельство «Дидахи», (памятник конца I века), мы вчера уже обращались к этому тексту. В 14 главе описываются две Литургии – крещальная Литургия и воскресная Литургия. Даются некоторые молитвы Крещальной Литургии, но самого порядка чинопоследования не приводится. Относительно воскресной Литургии также говорится очень лаконично и ничего определенного последования составить нельзя: «В День Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши вперед пригрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша». Никакого специального описания чинопоследования мы здесь не находим.
Обратимся к несколько более позднему свидетельству мученика Иустина Философа, середины I в. В первой Апологии (65-67 главы) Иустин Философ также описывает две Литургии. В одном случае это крещальная Литургия, в другом - Литургия воскресного дня. То есть как я уже говорил в первые века Евхаристия совершалась в связи с крещением, либо в связи с воскресением и «Дидахи», и Иустин, а также и другие авторы этого времени о Евхаристии упоминают или в связи с Крещением, или в связи с празднованием воскресного дня.
Первая схема чинопоследования Евхаристии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.