В IV в. с принятием христианства в качестве государственной религии в Римской империи резко изменяется и литургическая ситуация. Культ перестает быть гонимым, открывается множество больших храмов, резко увеличивается число молящихся. Кроме того, возвышаются церковные центры. Начало этого возвышения было положено уже в III в., но в четвертом веке стало особенно заметным. Ряд городов империи становятся церковными центрами, а епископы этих городов получают большие преимущества перед епископами близлежащих местностей. То есть формируется, то, что мы называем патриархатами. Богослужение этих церковных центров становится определяющим для богослужения всей близлежащей местности. Поэтому уже с IV в. можно говорить о существовании различных местных обрядов.
На Востоке выделяют следующие обряды:
- александрийский обряд (о нем вы можете посмотреть в первом томе Православной энциклопедии);
- западно-сирийский обряд;
- восточно-сирийский обряд (очень архаичный обряд, он до сих пор сохраняется и используется у христиан-ассирийцев, несториан по вероисповеданию);
- кроме того, к концу IV в. можно говорить еще о самостоятельном богослужении Иерусалима, которое очень близко к западно-сирийскому обряду, но все-таки имеет целый ряд уникальных особенностей, связанных с положением Иерусалима. Иерусалим был центром паломничества всего христианского мира, и из-за этого в богослужении Иерусалима переплетались самые различные элементы, принесенные из разных мест христианского мира. Иерусалим это место встречи всех традиций.
- о константинопольском обряде, который впоследствии получил название византийского обряда. (Византия в себя включала не только Константинополь, но и ту же самую Сирию, Египет, но термином «византийский обряд» принято обозначать обряд Константинополя (это не совсем корректно потому, что на территории Византии существовали и другие обряды)). Константинопольский обряд сформировался под влиянием литургической традиции Малой Азии, которую мы уже в III в. можем отличить от западно-сирийского обряда и частично от богослужения Иерусалима. Формально константинопольский обряд начал развиваться с 330 г., с года освящения Константинополя.
Еще говорят об антиохийском обряде, но тут есть некоторые проблемы, связанные с тем, что обычно термином «антиохийский обряд» называют западно-сирийский обряд. Статья о Сирийском обряде приведена во втором томе Православной энциклопедии.
Основные Западные обряды.
- галлоиспанский обряд (это обряд обширных провинций Галлии, Испании, а также Британии). Галлоиспанский обряд подразделялся на галликанский, испаномассарабский (массарабы - испанские христиане, перешедшие на арабский язык, в результате завоевания Испании арабами) и кельтский. Впоследствии все эти обряды были Римом запрещены: Рим все возвышался и возвышался и возвышался так, что к XI в. и кельтский, и галликанский, и испаномассарабский обряды сошли на нет. Испаномассарабский обряд был восстановлен только спустя несколько веков, в XVI в. и только в одном городе - Толедо, да и то с сильными элементами римского обряда. А галликанский и кельтский обряды только в нашем веке попытались восстановить некоторые энтузиасты (но как можно восстановить обряд, если он уже утрачен: в памятниках остались только какие-то осколки). Следует отметить, что все три ветви галлоиспанского обряда имеют много общего с восточными обрядами, они ближе к восточному обряду, чем остальные западные обряды.
- римский обряд - основной западный обряд, то есть то богослужение, которое мы знаем в Католической Церкви. Римский обряд до 60-х годов XX в. просуществовал благополучно, но затем католики сами от него отказались (на Втором Ватиканском соборе было принято решение об аджорнаменто (обновлении), была проведена очень масштабная богослужебная реформа, которой римский обряд, можно сказать, что был уничтожен). Реформированный обряд продолжает называться римским, но это совсем не то же самое, что древний римский обряд. Какая-то группа католиков традиционалистов продолжает сохранять старый римский обряд. Необходимо отметить, что римский обряд не является сам по себе еретическим, канон римской мессы зафиксирован в памятниках VIIв. Задолго до разделения Церквей. Еретическим является не сам обряд, а его понимание: учение о тайносовершительных формулах и так далее. В связи с этим я хотел указать на книгу Николая Кавасилы, православного богослова, написавшего самый глубокий с богословской точки зрения трактат об Евхаристии «Изъяснение Божественной Литургии», где он рассматривает различные богословские проблемы связанные с Таинством Евхаристии. Сейчас мы готовим у себя в институте переиздание этой книги, так как существующий перевод не очень удачный, но, тем не менее, вы посмотрите эту книгу. Здесь вы найдете самый лучший, на мой взгляд, богословский анализ всей этой проблематики, не исторический, не обрядовый, а именно богословский. Эту книгу стоит прочесть. В этой книге Кавасила пишет, что римская месса ничего плохого в себе не имеет, а лишь неправильно католиками понимается. Но это древняя римская месса, а теперь у них уже новый реформированный обряд.
- промежуточным между галлоиспанским и римским обрядами является амвросианский обряд. Этот обряд имеет все черты как римского, так и галлоиспанского обряда. Это обряд Милана, он просуществовал до Второго Ватиканского собора и был им разрушен (не окончательно, но весьма сильно).
- богослужебный обряд Северной Африки. Про этот обряд нам очень мало известно, сохранившиеся памятники немногочисленны, а сам обряд был уничтожен даже не Римом, а гораздо раньше мусульманами, которые захватили Северную Африку, сейчас на этой территории христиан практически не осталось (сейчас вся Северная Африка это мусульманские страны).
Вопрос: А эти Церкви благодатные?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.