боковыми вратами;
4 5 2 1 4 – амвон;
10 5 – солея;
6 - кафедры Патриарха
епископов, императора;
6 3 7 – храм;
8 - внутренний
9 8 7 притвор (нардос);
9 - внешний притвор
(экзонардос);
11 12 10 - чаша с водой;
11 – баптистерий;
12 – скеофилакиум.
тральные врата в этой преграде назывались святыми вратами. Были еще боковые врата. На Горнем месте располагалась на весьма значительном возвышении кафедра патриарха и седалища других епископов и пресвитеров. При этом Горнее место было именно горним, очень высоким местом. Скажем, в храме святой Ирины в Константинополе если зайти на Горнее место, то ноги будут гораздо выше уровня человеческого роста. Так что тот, кто сидит на горнем месте видит всех собравшихся и вполне может проповедовать (в храме Святой Софии, конечно, нет, это очень большой храм, но в маленьких византийских храмах это было вполне возможно). Патриарх мог говорить проповедь и, если у кого-то был какой-то вопрос, он мог ответить. В древних храмах обычное место проповеди - это Горнее место.
4. - В середине храма находится амвон. Древневизантийские амвоны, так же как и древнерусские амвоны до XVII в. были такими башенками, к которым вели лесенки c двух сторон. Башенки были высотой примерно в человеческий рост так, что под ними могли стоять певцы. До сих пор такие амвоны сохранились в музеях и в некоторых храмах. Скажем, в церкви Успения Божией Матери в городе Калабака в Греции такой амвон стоит посередине храма, так что из-за него не видно Царских врат. С амвона произносились ектеньи, пелись какие-то особенно важные песнопения, читалось священное Писание.
5. - Из амвона в алтарь, в алтарную часть вела солея. Она была нужна для того, чтобы даже если храм битком забит народом, священнослужитель мог беспрепятственно пройти в алтарь и обратно. Солея была как несколько возвышенная дорожка.
6 - Императорская ложа,
7. – Храм. В самом храме размещался народ.
8 - Внутренний притвор весьма обширный.
9 – Внешний («атриум») - двор. Весь храм крыт, а атриум не крыт, атриум это просто огороженный колоннадой двор, в середине которого находится чаша с водой. Идя в храм, все умывали руки: был такой древний христианский обычай - молиться, только умыв руки перед молитвой. Когда полагалось освящать воду, в этой чаше могли освящать воду. Притвор тоже имел важное значение, часть службы проходила в притворе. Врата из притвора в храм, центральные, назывались Царскими вратами, потому, что через них могли проходить только император или духовенство. Весь остальной народ проходил в храм через другие врата. В храме было много и других дверей.
11 - баптистерий. Здесь проходили крещения, а также отдельные части вечерних служб.
12 - «скеофилакиум» - сосудохранительница. Здесь хранились священные сосуды, сюда верующие приносили хлеб и вино к Литургие. Это был отдельный от храма домик, цилиндрического вида.
Так был устроен храм Святой Софии. Необходимо отметить, что особенности устройства храма Святой Софии были связаны с особенностями византийской Литургии и наоборот, особенности постройки храма Святой Софии в дальнейшем во многом определили те особенности, какие имеет византийский обряд.
Для сравнения, посмотрим, как выглядит современный храм. Вот обычный однопредельный русский храм.
5 1 – горнее место;
2 – сопрестолье;
7 4 3 – престол;
4 – жертвенник;
5 – алтарь;
6 – иконостас;
7 – северные врата;
12 10 8 2 3 1 8 – царские врата;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.