Христос устанавливает Свое таинство над самой простой едой, но в то же время над едой, которая имеет очень глубокую символику. Одно из самых основных проявлений человеческой жизни, а именно потребность в пище, оказывается поставленным в контекст спасения, оказывается в центре всей христианской веры. Это можно понять: даже когда собираются люди простые, то, обычно, главным событием вместе проведенного дня бывает совместная трапеза. Также и Христос установил Свой завет за трапезой. Поэтому центральным событием в жизни христианина является совместная трапеза с Господом – вкушение Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Самая простая и в то же время наполненная глубоким содержанием пища.
Можно было бы спросить: почему именно хлеб, а ни какая-нибудь другая пища избрана Христом для Евхаристии. Николай Кавасила отвечает на этот вопрос так: «Только хлеб и вино являются человеческой пищей. Любая другая пища какая-нибудь трава или наоборот мясо являются в тоже время пищей животных. В то время как хлеб и вино – это исключительно человеческая пища: животные не пекут хлеб и не делают вино.
То, Что Тело и Кровь разделены, т.е. отдельно мы вкушаем Тело под видом хлеба и отдельно Кровь под видом вина, указывает нам на то, что это жертва. В живом организме кровь течет по жилам, и тело и кровь соединены. Когда животное приносится в жертву, то есть при его заклании, когда оно умирает, кровь отделяется от тела. Это отделение крови от тела символизирует жертву.
Вы, может быть, знаете, что в Западной церкви христиане причащались под одним видом (достаточно долго), и это было одним из предметов разногласия между католиками и православными. И хотя сейчас им разрешается причащаться под двумя видами: на Западе многие католики причащаются под двумя видами, однако, все-таки нормальным для Католической Церкви остается причащение под одним видом. Католики это объясняют следующим образом. Они говорят, что тело без крови не бывает: кровь течет в теле, поэтому можно есть одно тело, в нем сразу содержится и кровь.
Понятно, что при этом нарушается символика, символика жертвы. Отделение Тела от Крови имеет глубоко символический характер. Обычай причащаться только Телом возник из брезгливости. Христиане поначалу просто брезговали подойти к Чаше и, чтобы не пить из одной Чаши, подходили только к дьякону, который раздавал хлеб. Это зафиксировано в проповедях некоторых пап древности. Мы позже к этому вопросу еще вернемся.
Теперь давайте опять посмотрим в таблицу и сопоставим повествование Матфея с повествованием Марка.
«И ядущим им, прием Иисус хлеб и благословив (греч. - «ευ̉λογήσας»), преломи и даде им, и рече: «Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое». И приим чашу, хвалу воздав (греч. – «ευ̉χαριστήσας»), даде им и пиша от нее вси. И рече им: «Сия есть кровь Моя Нового Завета за многи излеваема. Аминь глаголю вам, яко ктому не имам пити от плода лознаго до дне того, егда пию ново во Царствии Божии»».
Вы видите, что повествование Марка отличается от повествования Матфея словами: «и пиша от нее вси (и все пили от нее)» после слов Христовых о чаше. Кроме того, у Марка нет слов «во оставление грехов», относящихся к чаше. То есть по большому счету рассказ такой же, отличие лишь в малозначительных деталях. Хотя утверждение о том, что Кровь изливается во оставление грехов, на самом деле, важное,. Конечно, для богословия очень важно, что у Матфея указываются слова, которые Марк опустил: Кровь проливается во оставление грехов. Но все же повествование имеет точно такой же порядок.
Теперь давайте посмотрим повествование Тайной Вечери у евангелиста Луки. Лука 22 глава: «И рече к ним: «Желанием возжелех сию пасху ясти с вами. Прежде даже не прииму мук: глаголю бо вам яко отселе не имам ясти от нея, дондеже скончаются во Царствии Божии. » И приим чашу, хвалу воздав рече: «Приимите сию и разделите себе: глаголю бо вам, яко не имам пити от плода лознаго, дондеже Царствие Божие приидет». И прием хлеб, хвалу воздав, (глагол «ευ̉χαριστήσας» («евхаристи́сас») - возблагодарив) преломи и даде им глаголя: «сие есть Тело Мое еже за вы ломимое. Сие творите в Мое воспоминание» Такожде и чашу по вечери глаголя: «Сия чаша есть Новый Завет Моею Кровию, яже за вы проливаемая»».
Сравним сразу это повествование с повествованием ап. Павла в Первом послании к Коринфянам (1Кор., 11;24-25): «Господь Иисус в нощ, в ню же предан бываше (в которую предан был), прием хлеб, и, благодарив, преломи и рече: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в мое воспоминание. Такожде и чашу, по вечери глаголя: сия чаша, новый завет есть в Моей крови: сие творите в Мое воспоминание». Мы видим, что Павел не приводит указание о первой чаше, которую Христос преподал еще до Тела Своего: у Луки – сначала преподает чашу, затем Тело. Ап. Павел это опускает. Зато Павел прибавляет к чаше Крови Христовой слова: «в Мое воспоминание», которые у Луки есть только над Телом Христовым: «сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание». Павел прибавляет слова «в Мое воспоминание» также и к чаше, и добавляет слова: «Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет», указывая на то, что совершение Евхаристии – есть возвещение смерти Господа.
Сопоставим два эти рассказа: Матфея и Марка, с одной стороны, и Луки и Павла - с другой. Каков порядок рассказа Матфея и Марка: Христос преподает Свое Тело, затем сразу Чашу (может быть, можно сказать, что здесь что-то и вставлено между Телом и Кровью, но с другой стороны, союз «и» предполагает какую-то близость, хотя может быть наоборот - противопоставляет). Над хлебом, причем, Христос читает благословение (евлогисас), над чашей – благодарение (евхаристисас) – разные причастия. И уже после Тела и Крови Христос просто говорит: «Я не буду пить от виноградного плода до того дня, когда буду пить его в Царствии», т. е. до окончания мира, когда будет Второе пришествие и наступит вечное Царство Христово.
Схема такая: - преподание Тела; - преподание Крови; и эсхатологическое обетование.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.