Таинство Священства является таинством дарования особых служений в Церкви, в первую очередь служения предстоятельства: у евхаристического собрания обязательно должен быть предстоятель. Этим предстоятелем является рукоположенный священник или епископ. Таинство священства это Таинство особых служений в Церкви и в первую очередь в евхаристическом собрании.
Таинство Брака также Таинство особого служения в Церкви, служения быть отцом и матерью, давать Церкви новых членов. Интересно сопоставить брак и монашество, но мы этого делать не будем.
Ну, и, наконец, Таинства Покаяния и Елеосвящения являются таинствами исцеления человеческой природы. Грехи разъедают нашу природу, как кислота, на всех уровнях. В Таинстве Покаяния мы исцеляемся от этого греховного повреждения, а Таинство Елеосвящения дарует нам и физическое здравие. Грехи влияют и на телесную природу человека. Поскольку человек единый, он состоит не только из душевной природы, но из души и тела, то любое душевное повреждение оказывает какое-то влияние на телесный компонент. В Таинстве елеосвящения человек исцеляет свою природу. И поскольку грехи нас отдаляют от Христа, и не позволяют нам участвовать в Таинстве Евхаристии, то постольку Таинства Покаяния и Елеосвящения служат нам для того, чтобы опять возобновить возможность причащаться. Таким образом, все Таинства коренятся в Евхаристии.
Это было небольшое такое введение в проблему, более подробно вы сами посмотрите в статье «культ» в Православной энциклопедии, в «Пространном Христианском Катехизисе» свт. Филарета (Дроздова) (у него кратко, но емко все написано), и у митр. Макария (Булгакова) в «Православном догматическом богословии», у него весьма большой раздел посвящен этому вопросу.
Вопрос: Как достигается обожение?
Ответ: Христос Богочеловек и человечество в нем и до Воскресения, а особенно после совсем не такое человечество как у людей: это уже то человечество, которое общается с Богом в полноте, это обоженное человечество. Кроме того, Христос по своей человеческой природе имеет всю полноту даров Святого Духа: Дух на Него сходит в крещении явным образом, но и без этого евангельского события ясно, что Христос имеет полноту даров. Таким образом, Христос, Сам Христос как бы мост между Богом и человеком. Обожение достигается посредством причащения.
На самом деле то о чем мы сейчас будем с вами говорить, нельзя назвать «история развития» потому, что история развития богослужения Византийского обряда слишком сложный вопрос. Я вам просто немного расскажу, обозначу схематично, из каких компонентов состоит богослужебная система, обряд, и в частности Византийский обряд.
Во-первых, это таинства. Сейчас, когда мы уже говорим о текстах, это зафиксированное чинопоследование таинств. В нашем случае это текст Литургии - Литургия Иоанна Златоуста, Литургия Василия Великого. Или если сказать по научному – формуляры Литургии и таинств. Таким образом, первый компонент богослужебной системы это формуляры Литургии, таинств и близких к таинствам священнодействий (освящение мира), и даже священнодействий не таких близких к таинствам, но все-таки связанных с освящением (например, освящение самолетов). Книга, которая содержит все такие чинопоследования, называется в греческой традиции «Евхологий».
Формуляры «Евхологии» (Тексты «Евхологии»)
1. Порядок системы. (Понятно, что это важный элемент. Как отличаются между собой обряды, например, Византийский и Римский? Самое яркое отличие - это порядок Литургии. У нас он один, у них совершенно другой.)
2. Набор и порядок служб суточного круга. Порядок вечерней и утренней, набор самих служб. (Суточный круг это те службы, которые совершаются каждый день помимо Литургии: вечерня, утреня, часы, повечерие, полунощница и т.д.)
3. Система праздников. Например, византийцы имеют два праздника – Рождество и Богоявление, это разные праздники, а армяне эти два события празднуют в один день. Получаются разные календарные системы. С набором праздников связаны и песнопения – то есть гимнография.
4. Порядок чтения Священного Писания.
Из чего складывается служба? Из молитв Литургии и таинств, с одной стороны это формуляры Евхологии, с другой стороны из набора суточного круга (какая служба), в третьих, это гимнография (в зависимости от того, какой праздник), а в четвертых, каждый день читается Священное Писание, читается Псалтирь, Апостол, Евангелие; может читаться Ветхий Завет. В Евхологии это называется лекционарная система.
Вот набор параметров, отличающих один обряд от другого. Любой обряд складывается из этих компонентов. Каждый из этих параметров является определяющим. Один обряд от другого может отличаться всеми параметрами, может одним из этих параметров. То есть, если даже служба совершается, скажем, в одной церкви, одна и та же Литургия, одни и те же службы суточного круга, также читается Священное Писание, но разный набор праздников, это будут разные обряды.
О богослужении христиан в I в. мы узнаем в первую очередь из Нового Завета (для этого периода Новый Завет это главный источник), из знаменитого текста «Дидахи» и из писаний апостольских мужей. То есть церковных писателей близких по своей жизни к новозаветным временам (живших в основном уже во втором веке, но близко к первому). Конечно, все эти ранние сведения весьма и весьма отрывочны.
Концом II в. и III в. датируется уже значительно большее количество известных нам текстов, этим временем датируются в том числе и первые известные нам анафоры и другие молитвы таинств. Известно множество свидетельств о богослужении церковных писателей этого времени. А в третьем веке в христианском богослужении уже можно выделять характерные местные особенности. Можно уже говорить о существовании александрийской, египетской, сирийской, малоазийской традиций среди грекоязычных обрядов и римской, североафриканской (с центром в Карфагене) и галликанской традиций среди латинских. Богослужение в каждой местности имеет свои характерные черты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.