Итак, мы выяснили, что поскольку Трисвятое перестало восприниматься как входное песнопение и молитва Трисвятого соответственно как молитва входа, то вместе с входным Псалмом, который у нас обозначен пунктом 2.2., появляется также дополнительная молитва входа. То есть с VI по VIII век формируется обряд Малого входа, так что в VIII веке он уже точно существует. Это связано именно с встречей Патриарха: при входе Патриарха в храм пелось изначально Трисвятое, потом 94 Псалом и Трисвятое. Так в чин Литургии у нас входит: молитва входа, молитва Трисвятого, затем анафора, (других молитв мы пока еще не называли). Кроме того, молитва оглашенных, анафора (5), главопреклонная молитва перед причащением – (6), благодарственная молитва после причащения (7) и молитва заамвонная или главопреклонная молитва после службы (8).
Сейчас молитв еще больше.
Кроме изменений в обряде Малого входа, связанных с церковной архитектурой Константинополя, по той же причине притерпел изменения и обряд Великого входа. Перед тем, как войти в храм, Патриарх облачался. Сейчас это делается в середине храма, а Константинопольский Патриарх облачался в скеофилакиуме - там, где хранились священные сосуды, священные облачения, куда народ приносил хлеб и вино. Он приходил, облачался и уже затем, облаченный, шел, чтобы вхойти в храм. Здесь же диаконы готовили дары, первоначально это было дело диаконов (вспомним, что в чинах первых веков дары всегда приносятся диаконами). Диакон - служитель, он, как служитель, приносит хлеб и вино. Первоначально считалось, что не подобает епископу готовить хлеб и вино к службе.
Епископ заходил, облачался, и в это время диаконы из того, что принесли верующие, выбирали подходящие хлеб и вино. Епископ тоже мог принять в этом участие, а мог этого и не делать. После того как в храме начиналась служба, они входили в храм, и епископ восходил на горнее место. Давайте, посмотрим по схеме - тут как раз есть Малый вход - видите, Малый вход заканчивается тем, что епископ восходит на горнее место, затем на амвон заходит диакон, читает Священное Писание. После этого читается молитва об оглашенных, оглашенные уходят. Читается молитва верных, и Патриарх вместе со всеми священниками начинают молиться о своем недостоинстве перед престолом, потому что сейчас предстоит совершение таинства. А диаконы в это время уходят за хлебом и вином, и возвращаются через боковые двери и по солее идут в алтарь. То есть первоначально этот обряд, на самом деле, был вызван техническими, служебными причинами, но, в силу торжественности церковного обряда столицы Византийской империи, он вскоре также становится весьма пышным. В нем участвует большое количество людей: это и диаконы, которые идут за Дарами, и император, который встречает Дары со свечей в руках. У солеи (император как бы преклоняется перед Дарами, которые станут Телом и Кровью Христовыми, идя перед ними со свечей).
Торжественность этого обряда привела к усилению его роли в чине Литургии, хотя внутренняя его роль не очень велика. Внешняя пышность привела к тому, что он стал сопровождаться разными песнопениями и молитвами.
Пункт 2.2. - херувимская песнь. Впервые, как это засвидетельствовано, херувимские песни введены в Константинополе в VI в. Стандартная херувимская песнь в Константинополе - это: «Иже херувимы тайно образующее (тайна образует херувимов) и животворящей Троице Трисвятую песнь припеваюче (и, припевая животворящей Троице Трисвятую песнь) «Свят, Свят, Свят». Всякое ныне житейское отложим попечение (отложим ныне всякое житейское попечение). Яко да Царя всех подымем». В этом месте не совсем точный перевод на славянский язык. Правильнее было бы перевести «потому, что мы будем принимать всех царя», то есть потому что мы будем причащаться. Мы отложим попечение не потому, что мы поднимаем Царя: то, что мы несем, это пока еще не освященный хлеб, еще нельзя назвать Царем. Но после прошествия анафоры мы будем причащать Царя всех Христа - «яко да Царя всех подымем». Поэтому отложим всякое житейское попечение.
«Ангельскими невидимо дориносимо чинами» - дориносимо, т.е. носимо на копьях, греческое «δόρυ» («до́ру»), - копье, императора носили на копьях (поднимая щит на копьях). В ранней Римской империи, когда избирали императора, он ложился на щит, и воины возносили его на копьях, показывая всем избранника (несли его на копьях, показывая тем, что это царь). То есть мы имеем причаститься Того, кого ангелы невидимо носят как Царя на своих ангельских копьях.
Эта херувимская песнь появилась в Константинополе. В нашем богослужении раз в году также используется херувимская песнь Иерусалима, древнеиерусалимская церковная херувимская песня «Никто же достоин …». В Великий Четверг мы поем херувимскую песнь «Вечери Твоея тайныя». На Преждеосвященной Литургии тоже поется херувимская песнь VI века «Ныне силы небесные с нами невидимо служат …». В богослужении Константинополя известно 4 херувимские песни, из которых для евхаристической Литургии первоначально была предназначена «Иже херувимы», и она до сих пор является самой распространенной херувимской песней и сопровождает Великий вход. Пока диаконы ходили за дарами, священники молились о своем недостоинстве, о том, чтобы Господь простил им их недостоинство, чтобы они могли беспрепятственно совершить великое и страшное Таинство Евхаристии. Со временем появляется молитва священника о себе (пункт 2.1.). Начальные ее слова «Никто же достоин от, связанных плотскими похотьми или страстьми, приближиться или служить Тебе, Царю славы». И пункт 3.1. диалог после Великого входа (на обороте схемы). Здесь Патриарх говорил своим сослужителям - епископам и священникам – «Помолитесь обо мне» и они отвечали ему: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышнего осенит тя» тем самым выражая этими словами, что служить будет не он сам, а невидимо ему будет сослужит Дух Святый, что он может не переживать, что он грешный недостоин, что таинство совершается Духом Святым, который ему сослужит.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.