Таинства необходимы для спасения. Если бы каждый христианин жил, так как должно было бы жить, этих таинств может быть, было бы для него достаточно. Но у всех случаются в жизни разные неудачи, поэтому в Церкви существует таинство для восстановления человека, если он в чем-то отступит от своего христианского звания и, тем самым, сам себя отдалит от Церкви. Это таинства покаяния и елеосвящения. Откройте Требники, пожалуйста, чинопоследование. Важно не путать таинство покаяния и покаяние как духовное состояние религиозного человека. О покаянии как о духовном состоянии много говорится в Писании. Христос начинает Свою проповедь словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Слово покаяние «μετάνοια» («мета́нойя») в переводе с греческого означает изменение ума: «νόυς» («нус») - ум и «μέτα» («мета») - изменить. То есть покаяние как духовное состояние это процесс, когда человек начинает работать над своим умом, «нус» в греческой философии это не просто рассудочная способность человека, а некоторая его осевая составляющая. Поэтому это слово означает не просто изменение каких-то рассудочных свойств, а постоянное изменение своей воли в соответствии с волей Божией. То есть покаяние это нормальное состояние всякого христианина. Не нужно путать покаяние с каким-то непрерывным самоукорением. Можно быть совершенно радостным, но все время каяться, все время свой ум направлять к Богу. Но не об этом покаянии сейчас речь. Сейчас речь о таинстве покаяния. Таинство покаяния называется тем же словом, но имеет совсем иное содержание. Содержание таинства покаяния не постоянное духовное делание, а излечение последствий тех грехов, которые совершил человек. Таинство исцеления души человека, поврежденной грехами. Давайте откроем теперь Требник. Здесь в самом Требнике кратко говорится, что такое таинство покаяния. Человек перечисляет грехи, а потом священник ему говорит: «От сих всех отныне должен еси блюстися, понеже вторым крещением крещаешися по таинству христианскому. И ты положиши начало благое помогающе тебе Богу». То есть таинство покаяния – второе крещение, а именно, в крещении человек становиться частью Церковного Тела. Любой грех отделяет его от Церкви. Но все, что человека отделяет, если он раскаялся в этих своих поступках и приходит к таинству покаяния, то все эти грехи исчезают. И он снова становится частью Церковного Тела, в той самой мере, в какой он покаялся. Если он утаил какие-то грехи, то этого не происходит.
Меня много спрашивали про монашество. Монашество в отличие от священного сана это не какой-то особый дар (в таинстве священства человек получает особый дар священства). В монашестве человек никакого особого дара не получает, монашество совершенно другое. Монах не является клириком. Если монах принимает священный сан, то он, конечно, становится клириком, но само по себе монашеское состояние просто особый обет. Мы попозже будем говорить о браке и заодно поговорим о монашестве.
Еще меня спрашивали про «Аксиос»: в первом томе Православной энциклопедии есть статья про «Аксиос».
Итак, таинство покаяния. Таинство покаяния установлено (принято так говорить) Господом по Его Воскресении, когда Он являлся апостолам, уча их. В Евангелии от Иоанна (20, 21-23) говорится: «Иисус сказал вторично: «Мир вам. Как послал меня Отец, так и я посылаю вас»». Это, кстати, установление таинства священства: Господь посылает апостолов, и с этого момента апостолы получают дар Святого Духа. «Сказав это, Иисус дунул и сказал: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся»». То есть благодатное церковное священство имеет право прощать грехи. Если сам Господь говорит, когда спрашивают об этом, что никто не может прощать грехи, кроме Бога. То здесь Он говорит уже: «Кому простите грехи, тому простятся». Священники, епископы, хотя сами по себе не имеют права прощать грехи, но от Бога они получают дар прощать грехи. И в другом месте Господь говорит: «Что свяжете на Земли, будет связанно на небесах». Эти слова можно понимать гораздо более широко, а не только как относящиеся к таинству покаяния, но эти слова относятся, в том числе, и к таинству покаяния. С самого начала священники и епископы получили такую власть. Однако, существовало мнение, что человек, если он крестился и затем тяжело согрешил, не может уже вернуться в Церковь. Об этом говорится и в Первом послании Иоанна Богослова, и в таком памятнике раннего времени, как «Пастырь» Ермы (тоже древний текст). То есть говорится, что не может человек, крещенный и согрешивший затем снова вернуться в Церковь. Но в то же самое время в «Дидахи» есть заповедь исповедывать грехи перед Литургией и в Апостольских Посланиях говорится, что нужно исповедывать грехи ваши. То есть с одной стороны речь идет об исповедании более мелких грехов, а с другой стороны в Церкви установился обычай, что всякий грех может быть прощен, только установлено разное время испытания для такого человека. Если человек, скажем, отрекается от Христа, то такой человек до смерти остается в этом грехе. Установлены сроки испытания: человек, согрешивший не сразу принимается Церковью, а сначала испытывается, действительно он в этом грехе раскаивается или он кается формально, чтобы продолжать грешить. В третьем веке, как видно из сочинения автора третьего века – Киприана Карфагенского (очень важного для истории Таинства покаяния, эта книга у вас есть в библиографии) и других авторов третьего века, таинство покаяния совершалось с возложением руки епископа. Епископ возлагал руку и прощал грехи. Ранняя история этого таинства весьма плохо изучена, так как слишком мало точных свидетельств о том, как именно происходило покаяние. Известно, что в Константинополе начала Vв. существовал институт духовников, священников, к которым народ ходил исповедоваться. Но все-таки ясно, что в древней Церкви такой исповеди как у нас – постоянной исповеди не бывало. Так, чтобы перед каждым причащением обязательно исповедоваться такого не бывало. Человек, согрешивший тяжело, отлучался от Церкви епископом на некоторое время, а затем, епископ же принимал его обратно. А те, кто согрешали какими-то будничными грехами, как они исповедовались неизвестно. Ясно, что не было регулярной исповеди и не обязательно было исповедоваться перед каждым причащением. Практика исповедоваться более или менее регулярно развивается в Византии в связи с возвышением Студийского монастыря в иконоборческую эпоху. Монахи – студиты, победившие иконоборчество очень сильно повлияли на богослужебную практику Византии VIII – IX вв. А у студитов была принята регулярная постоянная исповедь. И с того времени становится обязательным регулярно исповедоваться (по крайней мере, раз в год). Тогда еще причащались часто. О частоте причащения – это отдельная тема: частота причащения в древности. Скажем в самом Студийском монастыре причащались ежедневно и Федор Студит советовал всем причащаться как можно чаще, не только монахам, а вообще всем. Если не ежедневно, то, по крайней мере, часто. В России и в Греции тоже возникает обычай исповедоваться перед причащением. Причем постепенно на Руси исповедоваться и причащаться стали все реже и реже, и в синодальную эпоху считалось нормальным причащаться раз или два в году. Такая редкая частота причащения привела к тому, что стали думать, что исповедь перед причащением обязательна (у нас и сейчас так считается), хотя клирики перед причащением не исповедуются, они исповедуются раз в году или раз в пол года, но не обязательно перед причащением. У греков в практике – регулярная исповедь (сейчас на Афоне регулярно исповедуются у какого-нибудь духовника), но это не связанно с причащением. Как он им скажет причащаться, так они и причащаются, а исповедуются они регулярно у него в какие-то определенные сроки. В нашей Русской Православной Церкви исповедь принимает всякий священник, что, в общем-то, и соответствует Евангелию. Все священники имеют дар отпускать грехи. В древней традиции, которая до сих пор сохраняется в Греческой Церкви, хотя любой священник и имеет благодатную власть отпускать грехи, не всякому священнику епископ доверяет этим заниматься. Потому что священник может быть молодой, неопытный, еще что-то может быть у него. У Греков существует молитва на поставление духовника, и исповедовать может только духовник, которому такая молитва прочитана. В русской Церкви любой священник исповедует. Догматического различия здесь нет, но есть различия в традиции и дисциплинарных моментах. Молитвы исповеди очень разнообразны: в отличие от молитв Литургии или молитв хиротонии, или молитв крещения, которые какими они предстают перед нами в древнейших рукописях, такими более или менее они и остаются до сих пор, они очень мало изменились. Молитвы таинства покаяния весьма и весьма разнообразны. Наиболее частыми разрешительными молитвами в рукописях является вторая молитва чина исповеди «Господи Иисусе Христе Сыне Бога Живаго», а также часто в качестве разрешительной используется молитва из чина причащения больного. Сейчас такой чин идет после исповеди (раньше эта молитва была в разрешительных молитвах чина исповеди). «К исповеданию иерей глаголет молитву сию: «Господи Боже наш Петра или блудницы слезами грехи оставивый»». Это разрешительная молитва. В рукописях в качестве разрешительной чаще всего бывает или та, или эта молитва. Или «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго», или «Господи Боже наш Петра или блудницы слезами грехи оставивый». В современной Греческой Церкви, в качестве разрешительной используется вторая молитва чина исповеди «Господи Иисусе Христе …». Интересна история этих молитв исповеди. Есть книжка, она сейчас легко доступна после переиздания (может быть, она у вас тоже есть) - Алмазов А.И. «Тайная исповедь в православной восточной Церкви». В ней даны тексты этих молитв. Это три тома: первый том исследований, два тома – публикация текстов. Эту книгу дополняет книга Аранца М. «Покаяния двери». Аранц во многих позициях с Алмазовым не согласен, но эта книга легко доступна, она даже в электронной версии есть. Теперь мы переходим вплотную к нашему чину.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.