5. Прекрасный учебник протоиерея Никольского «Пособие по изучению устава богослужения Православной Церкви» в трех томах. В нем также нет богословских сведений, почти нет исторических, книга посвящена именно Церковному уставу. Никольский кроме этой книги еще издал несколько исследований по исторической литургике – он был не просто уставщик, но и ученый историк.
6. Затем книга Тафта Р.Ф. «Византийский церковный обряд», переведенная на русский язык. Нужно сказать, что это одна из самых слабых его работ, написанная им еще в студенческие годы, что-то вроде курсовой: работа слабенькая, перевод тоже. Но в этой книге хорошие ссылки на литературу: в книге говорится обо всем понемножку и на каждый вопрос дается библиография, т.е. как библиографический справочник книга эта очень полезна.
Это та литература, которую с моей точки зрения студентам необходимо прочесть.
1. Богослужебные книги Русской Православной Церкви. (об этих книгах мы еще будем говорить сегодня.)
2. Георгиевский А.И. «Чинопоследование Божественной Литургии» (не знаю, есть ли она у вас или нет, но это очень распространенная книга).
3. Затем Иван Дмитревский «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. Основано на Священном Писании, Правилах Вселенских и Поместных Соборов и на писаниях святых Отцов Церкви», историческая книга по Божественной Литургии, с ней вы тоже можете ознакомиться.
4. Известная книга протоиерея Нефедова «Таинства и обряды Православной Церкви». Она используется в Духовных академиях как учебник по литургике, по первой части литургики. Книга содержит в основном информацию о Таинствах описательного характера, в каком порядке совершается то или иное Таинство. В ней приводятся и некоторые исторические сведения, но в основном взятые из книги Одинцова «Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в.» издания 1881 г., безнадежно устаревшей: часто содержащей неверные сведения. Поэтому книга протоиерея Нефедова, изданная сравнительно недавно в 1992 г., к сожалению, содержит не всегда достоверную информацию.
5. Книга Розанова В.Я. «Богослужебный устав Православной Церкви». Книга удобна для практического использования: здесь содержатся таблицы для составления службы.
6. Православная энциклопедия, три тома которой из 25 уже вышли, а четвертый находится в печати.
К дополнительной литературе в первую очередь относятся источники. Существует два разряда источников: литургические источники и богослужебные тексты и патристические источники, т.е. сведения о богослужении в трудах св. Отцов.
Литургические источники.
1. Я. Гоар «Евхология», о ней мы уже говорили.
2. Е. Лоди «Собрание литургических источников» – весьма полезная книга огромного размера фолиант, изданый на очень тонкой бумаге. Лоди пытался в одной книге собрать все самые важные для истории богослужения тексты, начиная с дохристианских времен и, заканчивая, протестантскими. Книга полезна как краткий справочник, хрестоматия по истории богослужения.
3. Издание «Евхологии» Барберини. Когда мы будем говорить об истории византийской литургии, мы узнаем, что это древнейшая сохранившаяся Евхология, которая издана не так давно: пять лет назад.
4. Матеос «Типикон Великой Церкви». Позже мы будем говорить о византийской службе и узнаем, почему он так важен, почему Матеос издал его. Правда до Матеоса его издал Дмитриевский, и нужно отметить, что честь первого издания принадлежит Дмитриевскому.
5. и 6. Две книги греческого литургиста, профессора Трембелоса. Я хотел бы немного сказать о греческих литургистах. Мы говорили о русских и о западных литургистах. Закономерен вопрос: а почему собственно не прозвучали греческие? Оказывается, их как–то и не было. Необходимо отметить, что научный потенциал греков был не очень-то высок. Только сейчас в богословской науке они пришли примерно к тому уровню, который мы в России имели до революции. Единственный литургист в XXв. у греков был Трембелос, живший в середине века. Правда, сейчас начинают появляться новые авторы, такие как Тскальцес, Фундулес и др.
7. Ханги Паль «Таинство Евхаристии». Весьма полезная книга, здесь в одной книге собраны все классические анафоры. Очень хорошая книга, она хороша просто как хрестоматия.
8. Книга Дмитриевского, о ней уже шла речь.
9. Затем моя работа – статья, где опубликована анафора Барселоны. Почему здесь я ее привел среди таких важных работ? Потому, что эта анафора не так давно открыта, ее нет у Ханги Паля. Желтов М.С. «Греческая литургия IVв. в папирусе Барселоны».
10. «Собрание древних литургий восточных и западных в переводе на русский язык» в пяти томах. Первые три тома – собрания восточных литургий, а последние два – западных, в переводе на русский язык. Конечно, здесь приведены не все литургии, но многие из них, поэтому это тоже очень полезная книга.
Патристические источники.
Второй разряд источников – патристические. Здесь я постарался дать то, что я нашел в Интернете. Не всегда человек может достать книги, поэтому я дал источники с указанием их Интернет-адресов. Это «Дидахэ», работы Игнатия Богоносца, Иустина Философа, Тертулиана, Мелитона Сардийского, Киприана Карфагенского, Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова. Они даны в хронологическом порядке. Это те авторы, которые наиболее важны для Византийской литургии. Кроме того, «Эгерия», «Корпус Ареопагитикум», работы преп. Максима Исповедника, Германа Константинопольского, Николая Кавасилы, Симеона Солунского и Иоанна Кронштадского.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.