Литургии этого времени появляются, и известны нам. Их отличительной особенностью является то, что к Литургии прибавляются 3 антифона. Эти антифоны поются не каждый день, но по праздникам обязательно, а иногда и в простые дни. Перед тем, как войти в храм, совершается процессия. Литургия в Константинополе была стациональной - важный термин, от слова «стацио», стоянка, остановка. Стациональное богослужение. Что это значит? Стациональное богослужение установилось во всех городах с сакральной топографией, например в Иерусалиме, где топография сакральна по определению. Там есть Голгофа, Елеонская гора, другие священные места, т.е. топография этого города священна. Другие центры христианского мира тоже становились священными - Рим, например, тоже является городом с сакральной топографией, в нем есть места страданий тех или иных мучеников, место страдания апостола Петра, другие места священного характера (необязательно только католические, очень много и древних христианских). Но, конечно, и в католическое время там тоже появились многие священные места. Церкви, где хранятся те или иные чудотворные иконы или мощи, тоже становились такими местами.
Таким же городом с сакральной топографией стал со временем и Константинополь. Там были свои святыни, свои церкви, свои места, куда совершались процессии, такие, как церковь Святой Софии, Форум, церковь Апостолов, и др. Соответственно, в праздники совершались шествия из одного места в другое. Скажем, из одной церкви в другую. Собирались в атриуме (внешнем дворе храма) Святой Софии, вот в этом дворе, начинали петь и шли с процессией в какую-то другую церковь. По пути заходили, скажем, на Форум, тут что-нибудь пели, потом шли в другую церковь. И там уже совершалась Литургия. По пути шествия пели антифоны. Таким образом антифоны попали в состав Литургии. Со временем антифоны стали петь и без шествия, просто, Типикон Великой Церкви отмечает и случаи шествия с антифонами и случаи, когда собирались в притворе, пели здесь несколько антифонов и только потом входили в храм. То есть появляются три антифона пункты 1.3.1., 1.3.2. и 1.3.3. схемы.
Кроме того, на остановке произносилась сугубая ектенья. Может быть, как раз в связи с этими остановками на пути следования, сугубая ектенья попала в состав Литургии. Видите, пункт 4.1. - Сугубая ектенья, видимо, тоже происходит из стационального характера константинопольского богослужения. Во всяком случае, в IX-X веках и сугубая ектенья и антифоны точно уже существуют.
Мирная ектенья номер 1.2. в чине. Мы видим, что изначально Мирная ектенья, то есть моление верных о мире и обо всем, произносилась после ухода оглашенных (пункт 1.1., этот пункт остался до сих пор). Но в VIII, IX, X веках в нормальной практике Мирная ектенья читалась не после ухода оглашенных, а перед Трисвятым или после него (пункт 2.3). То есть Мирная ектенья переместилась к Трисвятому. До сих пор на архиерейской Литургии перед тем, как петь Трисвятое диакон говорит «Господу помолимся». Это след перемещения этой ектеньи. А затем, еще позже, уже после XI века, ектенья перемещается в самое начало службы.
Мирная ектенья пункт 1.2. Литургии оглашенных. И в то же самое время след от того, что эта ектенья когда-то находилась после ухода оглашенных, пункт 1.1 в Литургии верных. Но здесь она дается в сокращении - Мирная ектенья сокращенная. Более того, в Служебнике сказано, что если священник служит один, то он прошения этой сокращенной ектеньи не говорит. Потому что ектенья, это собственно диаконское дело. Кроме того, был прибавлен возглас.
Итак, мы уже видим полную структуру Литургии оглашенных. Видите, те или иные элементы литургии оглашенных постепенно становятся на свое место. Функции их ясны.
Давайте, посмотрим Литургию верных,. Великий вход мы уже разобрали.
Пункт 3.4. Исповедание веры - Символ веры. Символ веры появляется в богослужении Константинополя в VI в. и вот каким образом. В VI веке монофизиты, которые считали себя православными, а православных как раз-таки еретиками-дефизитами вводят в чин Литургии Символ веры (вводят в Литургию никеоцареградский Символ веры). С таким вызовом - вот, смотрите, мы Никейскую веру исповедуем. Обращаясь к православным они говорили: «Вот мы верны вере первых христиан, первых Соборов, а вы, дефизиты, еретики, вы от нее отступили. Мы поем Символ веры, а вы – нет». И что же оставалось делать православным? Им ничего не оставалось делать, как тоже включить Символ веры в состав Литургии, чтоб показать, что они верны вере первых христиан, что как раз наоборот, монофизиты еретики, а православные - православные. Вот таким парадоксальным способом Символ веры попал в Литургию.
Потом, когда эта полемика с монофизитством стала неактуальна, все уже привыкли к Символу веры, и он остался в чине Литургии до сих пор. Потому, что по своему происхождению Символ веры, не предназначен для Литургии, а предназначен для чина крещения. Символ веры - это крещальное исповедание, а не литургийное. Символ веры так и остался в чине Литургии, причем не только на Востоке, но и на Западе. Хотя это было более актуально для Востока, но и на Западе Символ веры тоже поставили в чин Литургии, правда, немножко в другое место.
Дальше у нас идет анафора, с ней мы уже все выяснили.
Просительная ектенья, пункт 3.2. Просительная ектенья - молитва предложения. Молитва предложения связана по содержанию с актом принесения хлеба и вина - приносится хлеб и вино, читается молитва о принесенных хлебе и вине, читается молитва предложения.
С анафорами мы тоже все выяснили.
Пункт 5.1. - просительная ектенья, дальше поется молитва Господня, преподание мира, молитва главопреклонения мы их тоже рассматривали.
Обряд возношения хлеба тоже фиксируется с древних времен, в V-VI вв. он, несомненно, уже существовал. Он символизирует и Распятие, с одной стороны, и, с другой стороны, Вознесение, такой символический обряд: священник поднимает Агнец над престолом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.