Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 9

Познанием по Аристотелю управляет душа человека. Души подразделяются на души растительные, души животные и души человеческие. Душа представляет собой форму выражения тела. Душа может радоваться, скорбеть, гневаться, страшиться, запоминать, видеть, слышать, размышлять.

Аристотель определял человека как политическое животное, и он должен жить в соответствии с моралью и тем самым быть добродетельным и на этой основе достичь счастья. Добродетель строится на основе меры.

Мужество – это середина между отчаянием и трусостью.

Человек отличается от животных, живущих общественной жизнью, наличием морали. Только он может воспринимать понятие добра и зла.

Образование государства определяется главным образом нравственными соображениями. Только в государстве человек может удовлетворить свои естественные потребности и достигнуть высшей цели, которая воспринимается как благо.

Эллинизм. 356 г. до н.э. – середина VI века н.э.

Это уже не чисто греческая, а Греко-римская философия. Она возникла в период упадка Греции,  захвата роли полиса. Это все отразилось в философии. Стремление познать объективный мир. Стал доминировать индивидуализм, морализирование, возник скептицизм, агностицизм.

В конце 4 века до н.э. философскими центрами стали школы киником, скептиков, эпикурейцев и историков.

Киники или циники: Антисфен, Диоген. Они предлагали жить по антисоциальным правилам. т.е. поставили под сомнение те правила, по которым жила цивилизация. Проповедовали бедность, нищету, становились юродивыми, и все это делали напоказ.

Скептики. Перрон. Главный принцип перронизма – крайняя форма скептицизма – ничего не утверждать, отказ от возможности познать истину. Счастье в том, чтобы отвернуться от этого мира, успокоиться, приобрести невозмутимость. Отойти от активной общественной жизни.

Эпикурейцы. Эпикур. Главной ценностью жизни стали считать наслаждение, удовольствие, в которых погряз поздний Рим. Это означало свободу от душевных тревог, телесных страданий. Эпикур был сторонником материализма атомистического, был сенсуалистом, признавал значение органов чувств в познании, был атеистом. По его мнению атомы обладали тяжестью и могли отклоняться от прямолинейного движения и тем самым создавать все многообразие вещей этого мира. Он считал, что миру присуща случайность и в результате этого у человека есть свобода, он может выбирать из разных вариантов. Душа по Эпикуру обладает бессмертием.

Стоики. Он получили свое название от стены с колоннами, у которой они собирались. Зенон, Сенека, Марк Аврелий,….

В стоицизме главное принадлежало учению о добродетели. Это единственное благо, которое означало жить в согласии с разумом. Этика стоицизма, это этика сознательного отказа, смирение с судьбой, подчинение судьбе. Они стремились увести внимание от внешнего мира, от общественных дел и обратиться к внутреннему миру человека. Внутри себя у человека – главная единственная опора.

В упрощенном виде эта философия включила ряд положений своих предшественников.

Стоиками были заложены корни философии естественного права, равенство людей от рождения, что позднее вошло в христианство.

Неоплатонизм. III-V века н.э.

Характерно: представлял собой последнее цельное философское учение _________

Это учение было переходным звеном от античной философии к христианству. Основатель неоплатонизма Аммоний Сакс. Наиболее видный представитель Плотин, у которого были последователи: Порфирий, …..

Они проповедовали отказ от рационализма. Центральное понятие – единство. Основой всего сущего является сверхчувственный, сверхъестественный надразумный божественный принцип. Он представляет собой абсолютное бытие, он непознаваем. Это бытие постижимо лишь путем проникновения в центр чистого созерцания и чистого мышления во время экстаза. Платонизм проповедовал отвращение ко всему телесному, делал упор на аскетизм.