Основные представители Фортхайлер, Адормо, Фромм, Герхард Маркузе, Хабермас, Шмидт, Негг. Они философских систем не создавали. Они пытались осмыслить политические реалии 20 века. Они пытались это сделать с позиции непримиримого оппонирования тому что существует. Истоки теоретические Франкфуртской школы: это совмещение философии жизни с марксизмом. На первом этапе основное внимание приверженцы этой школы уделяли анализу типов социальности, различных форм социальной жизни и критике капитализма. Объектом внимания становится новая реальность – технологическая, причем технологическая рациональность. Здесь основным авторитетом стал Макс Вебер. Суть технологической реальности заключалась в стремлении установить господство над природой, подчинить себе природу. Вот эта ориентация на подчинение природы сформировала западную цивилизацию и общий принцип господства над природой трансформировался в господство человека над человеком.
Представители Франкфуртской школы занялись разработкой новых типов рациональности: художественного типа рациональности (Адормо), чувственного типа (Маркузе), коммуникативного типа (Хадермас). Особенно влиятельной оказалась негативная диалектика Адорма. Она имела в виду тотальное отрицание всего существующего. Влияние они оказали на новых левых. Затем эта негативная диалектика уже повлияла на постмодернизм, в частности на французского философа Террида. У него идеи деконструктивизма.
Моя задача – дать вам историко-философское введение, состоящее из разных школ. А потом сосредоточимся на систематической трактовке, антологии и гносеологии.
Переходим к рассмотрению собственно систематической философии. Она будет состоять из 3 частей: антологии, гносеологии, и социальной философии.
АНТОЛОГИЯ
Антологию мы ранее определяли как учение о бытии. Мы будем рассматривать дальше основные категории антологические. Первая важная категория – категория бытия.
Бытие. Бытие представляет собой одно из главных понятий философии. Это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы, наиболее общие сущности и категории сущего, существующего. Бытие представляет собой самое широкое абстрактное понятие. Термин «быть» означает наличествовать, существовать.
Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы, общества, человека, является первой предпосылкой формирования картины мироздания.
Второй аспект проблемы бытия заключается в том, что бытие противостоит небытию, или ничто. Как сказал Пифагор: бытие есть, а небытия нет.
3-й аспект проблемы бытия – признание единства мироздания. Человек в своей практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, с природой. Приходит к выводу о том, что вещи имеют сходство. Одновременно он видит и различия вещей, что люди неодинаковы. Отсюда возникает вопрос о возможности всеобщего, т.е. общих признаков для всех явлений окружающего мира.
Вспомните дискуссию средневековья реалистов и номиналистов. Одни говорили, что общие понятия это выдумки, а другие говорили, что общее реально существует.
Все многообразие духовных явлений прежде всего объединяет то, что они есть, что они существуют. Это создает целостное единство мироздания. Единое начало всякого множества, всякого бытия. Тут идет дискуссия. Идеалисты утверждают, что единство мира заключается в его бытии. Материалисты говорят о том, что единство мира заключается в его материальности. И утверждают, что единство мира доказывается трудным и сложным развитием науки, когда науки приходят к выводу, что между вещами существуют общее.
Встает вопрос в связи с единством мира: что есть вещи и явления все вместе, что их объединяет? Какова их последняя основа?
Идеалисты говорят, что это Дух или Бог, материалисты говорят, что это материя.
Естественно, что в истории философии эти представления о первооснове менялись.
У греков – бытие – первооснова всех вещей. Из нее все вещи происходят и в нее возвращаются, разрушаясь. Идея субстанции как неизменной основы всего сущего. Субстанции меняются.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.