Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 16

Монады образуют иерархию. Наверху этой иерархии находится Бог, далее монады с человеческой организацией, ниже монады как животные, еще ниже растительные монады, на самом низу простейшие монады. Бог – это особая, бестелесная, обладающая творческой способностью монада. Эта монада-Бог порождает все другие монады.

Лейбниц развивал идею аффективного идеализма, заложенную Платоном.

Мир состоит из монад, в основе духовных элементов, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в беспрерывном движении, и способных к страданию, восприятию и сознанию.

Развитие монад по Лейбницу может заключаться лишь в дальнейшем развертывании ее начальных свойств.

ЭМПИРИЗМ

Его называют английский эмпиризм.

Представители его: Френсис Бэкон, Давид Юм, Джон Локк.

Френсис Бэкон (1561 – 1626). Основная работа «Новый органон». Получил юридическое образование, избирался в Палату общин, работал адвокатом, был генеральным прокурором, был лордом-хранителем печати и лордом-канцлером.

Главная заслуга его заключается в том, что он поставил вопрос об опыте (эмпирия) как источнике и способе познания. Бэкон был материалистом в понимании природы. Материю он представлял себе как совокупность частиц, а природу как совокупность тел. Материя имеет цвет, теплоту, тяжесть, протяженность. Время по Бэкону представляет собой объективную меру скорости материальных тел. А движение – это прирожденное свойство материи. Истинной настоящей наукой Бэкон считал естествознание, а физику рассматривал как важнейшую часть естествознания. Эти науки опираются на чувственный опыт. Чувства – источник знания, наука основывается на опыте. Главной процедурой рационального метода является индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент. Опыты бывают плодоносные и светоносные. Все направлено у Бэкона против схоластики, против умозрительного метода. Наука должна приносить пользу практике.

Бэкон выдвинул знаменитый лозунг: Знание – сила.

Но на познание действуют помехи, от которых познанию следует освобождаться. Эти предрассудки Бэкон назвал идолами, и выделил 4 вида идолов-помех, мешающих познанию:

1) идолы рода, они присущи природе человека. Это свойства органов чувств, которые нас обманывают, поспешность в научных выводах, наличие эмоций, воздействие воли на познание.

2) идолы пещеры. Это ошибки, возникающие под воздействием предпочтений, симпатий, антипатий и привычек ученого.

3) идолы рынка возникают вследствие общения между людьми посредством слов. Слова многозначны, значения их неточно определены.

4) идолы театра, они порождаются некритически усвоенными ложными теориями, мнениями, стремлением угодить читателям, а не беспристрастно рассматривать предмет.

Бэкон формулирует позитивный метод. Он говорил, что среди ученых существовали как эмпирики, так и догматики. Эмпирики похожи на муравьев, которые тащат в муравейник что попало, а догматики похожи на пауков, которые все исторгают из себя, производят из себя. А правильный подход – у пчелы, она берет что-то у внешнего мира, прежде чем дать конечный продукт.

Правильный метод заключается в сборе данных и переработке их с помощью индуктивного метода в противоположность дедукции. Индукция позволяет из имеющихся допущений выбрать, опираясь на эмпирические данные, подтверждение, наиболее правдоподобные. Знания можно корректировать по мере накопления опыта.

Джон Локк (1632 – 1704). Это наиболее последовательный эмпирик. Единственным источником идей считал опыт. Врожденные идеи отвергал. Идеи возникают в результате воздействия вещей на органы чувств. Другой источник получения идей это внимание к действиям и состояниям собственной души, что называется рефлексией. Только получив идеи из опыта, душа может их комбинировать друг с другом и формировать сложные и общие идеи путем деятельностью рассудка. Под рассудочными действиями имеется в виду: сравнение, сочетание и абстрагирование. Главное – разделение качество на первичные и вторичные.