Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 24

Маркс распространил материализм на общество.

Маркс взял гегелевскую философию, и поставил ее с головы на ноги. У Гегеля все шло от идеи, а материя была лишь отблеском идеи. А Маркс показал, что законы диалектики, открытые Гегелем, это на самом деле законы объективного мира, законы материального мира. А сознание является отблеском этих законов. У Маркса материальная жизнь, бытие определяет духовную жизнь, определяет сознание. А у Гегеля было все наоборот.

Маркс связал философию с практической деятельностью. У него есть работа «Тезисы о Фейербахе», где 11-й тезис гласит, что философы лишь различным образом объясняли мир, а дело состоит в том, чтобы изменить мир.

Маркс исходил из того, что общество подлежит сознательному преобразованию и философия должна служить этому, а не просто объяснению того, что существует. Это преобразование должно выступить в качестве революционной преобразующей деятельности.

Материализм был распространен на общество. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, и как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, практике. Наиболее важным моментом является распространение материализма на общество или материалистическое понимание истории. Что это такое? Оно было разработано в результате важнейшего открытия, сделанного Марксом. Маркс открыл общественные отношения, независимые от сознания, производственные отношения, которые складываются, формируются в зависимости от производительных сил, или в конечном счете, от состояния техники. До сих пор этого не знали. Конечно, об экономических отношениях все говорили и до сих пор говорят, но далеко не все считают, что экономические отношения зависят не от сознания, а от техники, даже и сейчас. Эта идея производственных отношений повлекла за собой 3 последствия, из которых и возникло материалистическое понимание истории:

1) производственные отношения дали объективный источник идей, они стали рассматриваться как то материальное основание, об отражение которого и складывается содержание нашего сознания.

2) производственные отношения дали критерий для разграничения более важного и менее важного в обществе. Не в том смысле менее важного, без чего общество может обойтись, а в смысле субординации: что является независимой переменной, что является зависимой переменной? Это обстоятельство позволило выработать понятие общественно-экономической формации. Почему? Потому что в экономике, в отличие от культуры, от идейной сферы, больше правильность, устойчивость, повторяемость наблюдается. При анализе экономических явлений удалось выявить большие периоды стабильности в обществе, рассмотреть эти экономические отношения как фундамент, базис, а все остальное привязать как зависящее от производственных отношений, и тем самым сформировать понятие общественно-экономической формации как целостного периода с экономическим базисом в основе.

Потом появилось учение о 5 формациях. Ученые до сих пор спорят: 5 формаций было у Маркса или 3 формации. Насчет коммунистической формации сейчас самые большие сомнения. Но сама идея того, что анализ экономический позволяет периодизировать мировую историю, это позволило понятие производственных отношений.

3) установление зависимости общественных отношений от производственных отношений, а производственных отношений от производительных сил позволило взглянуть на историю как на естественно-исторический процесс развития и смены общественно-экономических формаций.

Все в конце концов восходит к технике, а техника связана с законами природы.

Об этом можно почитать кратко в работе Ленина «Что такое друзья народа?...».

Если вы вообще заинтересуетесь, от обратитесь к работе московского философа Ю.И.Семенова «Философия истории». Замечательная работа.

В результате материалистического понимания истории была выдвинута идея объективных законов развития общества. В обществе существует исторический прогресс. Сейчас большие споры ведутся, есть прогресс или нет?