Прагматисты выдвигали в качестве критерия истины полезность. Знания должны удовлетворять поставленной цели. Этому критерию удовлетворяют представления о Боге.
На самом деле критерием является практика, и не просто практика, а имеется в виду предметная деятельность. Именно в практике человек и дожжен доказать истинность, действительность своего мышления. Этот принцип практики гласит: положение является истинным, если возможно доказать применимость его той или иной конкретной ситуации. Т.е. если это предложение реализуемо практикой, значит оно правильно, истинно.
В ходе практической деятельности, идеи соизмеряются с объектом, который не зависит от человека, сопоставляется с предметами, преобразуемыми человеком, и тем самым выявляется мера истинности знания. Если мы научились из нефти бензин получать, то теории о том, что это можно сделать, являются истинными. Но практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое-либо представление. Многие века считали, что атом неделим, но потом оказалось, что это не так.
Практика вообще ничего не может сказать о том, что находится за ее пределами, за пределами ее ограниченных возможностей. Так что критерий практики относителен. Однако практика как предметная деятельность постоянно развивается, люди все больше предметов вовлекают в свою деятельность, все глубже проникают в явления природы, в явления общественной жизни, и тем самым практика расширяет свои возможности как критерия истины.
Свои возможности расширяет и наука. В процессе развития наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.
ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА
План рассмотрения темы:
1. Основная форма существования общества.
2. Основное понятие социальной философии (и социальной теории).
3. Единство и направленность общественного развития.
4. Социальный детерминизм.
Что такое общество? Люди существуют не в одиночку, они существуют коллективными формами. Этих коллективных форм очень много, и они с течением времени меняются. Семья, род, племя, община, народ, страна, региональные объединения, глобальные объединения, социальные группы, институты, производственные коллективы, любительские общества, спортивные общества, культурные и т.д., общества по интересам.
Общество – это организованный коллектив. Это люди, как-то зависящие друг от друга, связанные друг с другом.
Как подходить к пониманию всяких коллективностей? Это целостности с новыми свойствами или это просто индивиды, и в центре любого коллектива надо рассматривать человека? Из него все можно объяснить?
Сейчас говорят о том, что человека надо поставить в центр. Но это некоторое преувеличение. По отдельному человеку о коллективе судить нельзя. Коллектив – это множество людей, и с их взаимодействием возникают новые свойства.
В сплочении общества важную роль играет коммуникация, общение. Общение осуществляется сознательно. Эти связи людей проходят через сознание. В коллективе необходимо взаимопонимание или интерсубъективность. Это предпосылка любого коллектива, но это только формальная возможность для существования коллектива. А содержательная предпосылка заключается в том, что надо совместно понять? Это уже переводит вопрос в плоскость не сознания, а тех условий, в которых существует коллектив. Т.е., чтобы понять коллективные формы, надо обратиться в первую очередь не к сознанию, а к тем условиям, в которых коллектив существует.
Социальная философия имеет дело с социальной реальностью. Это наиболее общее понятие. Это понятие отличает реальность людей от природы. Социальная реальность отличается от природной тремя основными признаками:
1. Социальная реальность наиболее сложно устроена по сравнению с природой реальностью. (мы уже учили формы движения материи, или формы социальной реальности, там об этом говорилось). Все другие закономерности тут тоже присутствуют.
2. Социальная реальность подвержена наиболее быстрым изменениям по сравнению с природой реальностью. Это более быстрые темпы изменений в обществе, чем в природе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.