Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 12

Крупнейшие представители философии христианства:

Аврелий Августин и Фома Аквинский.

Аврелий Августин (354 – 430). Родился в городе Тагас в северной Африке, в семье небогатого римского чиновника, затем жил в Карфагене, в Риме, увлекался неоплатонизмом. В 387 году крестился и возвратился в Африку. До конца жизни был епископом в городе Гиппоне. Написал 93 трактата и 500 проповедей. Наиболее известные работы Августина «Исповедь» и «О граде Божьем». Считается, что он заложил основы о всемирной истории, выдвинув идею, что все люди равны, поскольку все сотворены по образу и подобию Божиему. Тем самым античная идея о том, что люди – говорящее орудие, была отвергнута. Средневековые историки, монахи получили возможность делать обобщения на этой основе.

Считается, что Августин заложил основы христианской философии. Он сделал Бога центром философского мышления, что получило название теоцентризм. Бог представлялся Августином как единое совершенное абсолютное бытие, а мир – божье творение, отблеск Бога. Творец всего Бог, а человек лишь воспринимает божественные идеи. Бог первичен. Отсюда душа имеет превосходство над телом, а воля и чувства превосходят разум. Истину о Боге разум познать не может, на это способна лишь вера. Августин говорил о единстве человеческой и божественной истории. Однако он выделил 2 направления в истории, текущие в разные противоположные стороны. Содержанием этих двух потоков истории является бой двух царств: божьего и человеческого или земного. Дуализм бога и природы был перенесен тем самым на общественное развитие. Божий град был представлен меньшей частью человечества. Это те, кто моральным религиозным поведением заслужили у Бога спасение. В земном царстве остались люди алчные, эгоисты, забывшие о Боге. Божий град усилился после прихода Иисуса. Главной предпосылкой принадлежности к Граду Божьему служит смирение и покорность людей перед Богом и церковью. Церковь занимает особое положение, она объединяет избранных. Вне церкви не может быть спасения. Церковь представляет Бога на земле. Августин считал, что государство, светский град, тоже установлены Богом, но они не имеют привилегированного положения, должны подчиняться церкви, служить ей. Августин противопоставил тело и душу. Душа – не материальна, бессмертна, близка Богу, она имеет функцию мышления. Кроме того душа имеет волю и память. Тело же препятствует познанию, оно греховно. Человек должен заботиться о душе и подавлять чувственные стремления. Сущность вещей проявляется в их активности. Отсюда человеческую сущность определяет воля, а не разум. Сущностью души является свободная воля. Сам Бог сотворил мир по свободной воле, его никто к этому не принуждал. И он сотворил мир через Слово.

Душа превосходит тело, воля превосходит разум.

Вместе с миром появляется время. У времени нет объективного статуса. По его мнению реально существует лишь настоящее, оно удостоверяется нашим созерцанием. Прошлое – это прошлое настоящего, это всего лишь память. А будущее, это будущее настоящее, это надежда. Судьба человека предопределена Богом. Добро идет от Бога, зло – от отсутствия доброй воли. Люди изначально погрязли в грехе. Спасенных может определить только Бог, человек этого сделать не может. Бог придет в мир и спасет избранных.

Августин считал, что Бог сотворил людей по своему образу и подобию, но они впали в грех через действия Адама и Евы.

Фома Аквинский (1225-1274).

Он был сыном графа, учился в университетах Неаполя, Кёльна, Парижа. Это католический теолог, монах-доминиканец. Учителем Фомы был Альберт Великий.

Основные сочинения Фомы Аквинского «Сумма против язычников», «Сумма теологии». Эти термины и сейчас используются.