Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 32

Несколько подробнее рассмотрим. По Буссерлю философия, если ее построить как строгую науку, то она должна изменить основание и методологию познания, изменить также основания, лежащие в основе наук. Духовная жизнь человека предстает как особая самостоятельная сфера. В глубине субъективности человека можно отыскать то, что стоит над ней, т.е. трансцендентальный и объективный по отношению к психологии, к чисто психологическим особенностям субъекта. Буссер считал, что целостность сознания задается особенными феноменами или явлениями, которые даны человеку непосредственно. Особенность этих феноменов заключается в том, что они не просто феномены (т.е. внешняя сторона явления, о чем вы привыкли слышать), но они совпадают с сущностью, в них являющееся совпадает с существенным, т.е. с ноуменом.

Феномен обнаруживает не что-то иное, что стоит за ним, а он обнаруживает сам себя в своих глубоких чертах. И вот этот феномен доступен сознанию как очевидная данность в процессе созерцания, т.е. тут не надо никаких логических процедур, а он просто дан сознанию.

Буссер ориентировал сознание на непосредственный опыт. Но эта данность затемнена различными культурно-историческими и психологическими обстоятельствами. Эти психологические и культурно исторические моменты это и есть естественная установка, от них надо освободиться, чтобы феномен предстал в чистом виде. Буссер предлагает эту естественную установку вынести за скобки, т.е. произвести редукцию, устранить это, это называется у него эпохе. Эти все данные опыта, как только они будут устранены, так феномен предстанет в чистом виде и станет интуитивно осознаваем. И сознание после этого станет мыслить принципами чистой логики. Сознание по Буссеру интенционально, т.е. направлено на объект, на предмет. Задача состоит в том, чтобы в потоке сознания мысленно увидеть и вычленить смыслы, которые эти смыслы до опыта, и задают направленность.

Поток сознания, в нем надо вычленить скрытые смыслы, которые задают направленность сознания. И вот эти смыслы схватываются посредством особой интуиции. Ее Буссер называет идеация. Но эти смыслы можно выразить в четких понятиях. И система этих понятий, полученных в результате идеации, и позволит построить философию как строгую науку. И вообще позволит преодолеть кризис наук. Буссерль считал, что европейские науки пришли к кризису. Кризис заключался в том, что они ориентировались на эту естественную установку, на объективные данные, на опыт. Он предлагал выход в этих феноменологических процедурах.

Феноменология сейчас самое модное философское течение, у него много последователей. Но они не строго следуют за Буссерлем, а берут отдельные идеи феноменологической философии и работают с ними.

Надо усвоить что феномен это являющееся, но являющее не внешнюю сторону предмета, не отдельные моменты его сущности. Но феномен обладает и чертами ноуменами, т.е. сущностью. С помощью эпохе или редукции эти феномены выделяются. Потом в потоке сознания с их помощью выделяется смысл, смысл с помощью понятий выражается и т.д.

Эти направления представляют собой некую одностороннесть, когда берут во внимание ________ .

Я вам уже говорил, что современную философию разделяют на 3 крупных течения. Это аналитическое, экзистенциально-феноменологические и социально-критическое.

Поговорим о социально-критическом течении. Это направление в современной философии главным образом представлено так называемой Франкфуртской школой. Эта школа возникла в 1930-е годы при Франкфуртском институте социальных исследований в городе Франкфурт на Майне. В 1933 году франкфуртцы переехали в Париж. В 1934 году они переехали в США. В 1949 году они вернулись во Франкфурт.