Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 10

У Плотина наблюдалось внимание к центральным идеям философии Платона. На основе платоновских идей он выработал понятие Божественной Троицы. Это связь первоединства, духа и души. Сравните с христианством: Бог-отец, Бог-сын, и Бог – Дух Святой. В центре – понятие первоединиства. Оно – абсолютное бытие. Первоединиство непознаваемо, непостижимо чистым созерцанием и чистым мышлением.

Все это может произойти только во время экстаза.

На вершине находится Божественный принцип, далее Божественная Душа, и ниже всего природа. Душа представляет собой переход от божественного к материальному и телесному. Душа органически не связана с телом и является частью общей Души.

Акцент на духовном, ведет к подавлению телесного начала, материальное рассматривается как зло. Добро связано с божественным разумом и душой, зло связано с непознанным бытием, т.е. с чувственным миром.

Вещи возникают путем проникновения души в материю. Но когда душа проникает в материю, она тускнеет.

Лекция № 3 по Философии

от 16 сентября 2005 года

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Ее датируют, начиная с 3 по 14 век примерно.

Представители наиболее известные: Сертулиан, Августин, Гораций, Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский. Восточные: Магомет, Авиценна.

Что касается исторической обстановки, в которой возникла христианская философия, то вы это и так знаете.

Какие основные идеи? Общие черты христианской философии.

Выделяют 3 основные идеи феодальной христианской философии:

1) Креационизм

2) Антропоцентризм

3) Провиденциализм, эсхатология.

Креационизм – говорит о том, как появился наш мир. Его создал Бог актом своей воли и поддерживает постоянно его существования, т.е. творит его все снова и снова. Если бы этого не было, то мир возвратился бы в небытие. В отличие от античных богов, которые родственны природе, христианский бог стоит над природой, он вознесся на небо, стал трансцендентным (по-научному), тем самым творческое начало изъято у природы и отдано сопредельной силе, т.е. богу. Бог представляет собой абсолютное творческое начало. Ему приписываются все атрибуты, свойства, которыми греческая философия наделяла бытие. Бог вечен, он неизменен, он источник всего существующего. Поскольку христианство ориентирует человека на спасение души, Бог считается не только высшим бытием, но и высшими истиной, благом и красотой.

Антропоцентризм – В религиозном мировоззрении антропоцентризмом называются взгляды об исключительной роли человека среди всех творений Бога. Согласно христианству Бог сотворил человека отдельно и в специальный день. Человек рассматривается как венец творения, он центр вселенной и существо, господствующее на земле. Человек это образ и подобие Бога. Божественные качества человека: это разум и воля. Этими качествами другие не обладают. Разум и свободная воля делают человека нравственным существом и представителем Бога на земле. Человеку, как и Богу, дана способность высказывать суждения, различать добро и зло. Свобода воли позволяет человеку выбирать между добром и злом. Первые люди, Адам и Ева, этот выбор сделали неудачно. Они совершили грехопадение, выбрав зло. Тем самым природа человека оказалась испорченной, поскольку на нее воздействует грехопадение. Она двойственна. Сам человек не может преодолеть свои греховные наклонности, ему необходима постоянная божественная помощь. Бог посылает человеку благодать. Соотношение природы и божественной благодати является центральной темой христианской антропологии, т.е. учение о человеке.

Провиденциализм, эсхатология – Согласно христианской концепции исторического процесса, человек связан с Богом. Исторический процесс при этом выглядит с одной стороны как регресс, постоянное ухудшение, упадок, вызванный грехопадением и отчуждением от Бога, а с другой стороны он представляет собой восхождение человека к Богу. В первом случае это внутреннее развитие истории, это деятельность людей, их борьба за улучшение своего материального положения, их борьба за власть. А во втором случае это вмешательство Бога в ход истории, и в направлении этой истории. Это есть провиденциализм – направление истории Богом. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию. Промысел Божий распространяется на весь окружающий мир и придает смысл истории.