Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 35

Чувства все-таки нас не обманывают.

Что касается идеалистического подхода к материи.  В идеализме материя преимущественно рассматривается как субстрат, из которого делаются все вещи, весь этот видимый мир, с помощью активного духовного начала, понимаемого по-разному, Это или идея, или абсолютный дух, или человеческое сознание.

У идеализма главный подход: материя в осознании первична, а материя – вторична. Сознание определяет материю.

О формах движения материи.

Существует 3 основные формы движения материи.

1 группа форм: неорганическая природа.

2 группа форм: живая природа.

3 группа форм: общественная жизнь.

Это общая классификация. Внутри этих групп существует множество подформ.

В неорганической природе существует пространственное перемещение, движение элементарных частиц и полей, электромагнетизм, гравитационные взаимодействия, химические процессы, тепловые процессы, звук, биологические, космические и т.д. процессы.

Живая природа. Это совокупность жизненных процессов в органических и неорганических системах. Имеется в виду обмен веществ, воспроизводство организмов, экологические процессы.

В обществе имеют место многообразные проявления сознательной деятельности людей.

Формы движения материи иерархически связаны, т.е. каждая из форм имеет свои внутренние закономерности, но более высокая форма движения материи надстраивается над низшей формой движения материи, включает ее закономерности, но подчиняет их своим, более высоким формам закономерностей. Если человека выбросить из окна, то он полетит по всем правилам физической формы движения материи. Но почему он вылетел? Это уже вопрос социальных форм движения. Т.е. здесь физические закономерности подчинены социальным формам.

Движение – важная философская категория. Категория движение отражает всеобщие неотъемлемые свойства бытия, а именно изменчивость.

Категория движение охватывает все типы изменений и взаимодействий.

Категория движение присущи свойства процессуальности, т.е. смены состояний, стадий, периодов, фаз.

В материализме движение понимается как способ существования материи, как ее неотъемлемый атрибут.

Типы движения материи:

1 тип – количественные изменения с сохранением качества.

2 тип – изменение качества.

Что под этим понимается? Переход от одного качественного состояния к другому, распад, преобразование качеств, появление новых качественных свойств.

Существует так тип движения как функционирование. Функционирование представляет собой обратимые изменения. Существует развитие - как необратимые изменения. Развитие понимается как развертывание потенциально заложенных свойств, как закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Главное отличие развития от движения заключается в том, что развитие это направленные изменения.

В рамках развития выделяют прогресс и регресс. Прогресс это накопление неэнтропийного потенциала (энтропия – это распад), т.е. повышение уровня сложности системной организации объекта. Усложнение и дифференциация связи объекта со средой.

Регресс – снижение неэнтропийного потенциала, упрощение внутренней и внешней структуры объекта.

Движению противостоит покой. В покое сохраняется качественная определенность объекта. Когда застой то это покой.

Покой относителен, а движение вечно.

Источники движения: бывают внешние, это взаимодействие вещей и явлений, когда изменение одного предмета вызывается воздействием на него другого предмета или объекта.

Источники движения бывают внутренними. Внутренние источники движения вызывают его самодвижение. Объект с внутренними источниками обладает способностью к самодвижению. Эти внутренние источники -  это противоречия, притом противоречия не во внешней сфере объекта, а в самой сущности объекта.

В качестве источников движения противоречие проходит 3 стадии: когда предмет тождественен самому себе, когда все спокойно, когда в нем не развернулись противоречия. Но имеется зародыш движения. Дальше внутри предмета возникают различия. Это различие характеризуется как развитие. Дальше эти различия превращаются в противоположность. В процессе этой противоположности существует отрицание старого. И вот тут-то открывается условие для действия закона отрицания отрицания.