Просветители опирались на идеи как рационализма, так и эмпиризма. Центральные понятия, которыми они оперировали, это опыт и вера. Основные их идеи – это провозглашение политических и правовых свобод, естественного права, равенства, разделения светских и религиозных институтов, изменение нравственных ценностей, роста образовательных тенденций. Они распространяли энциклопедизм, были за усиление влияния науки и технического развития на общественную жизнь. Их заслуги больше в социальной философии: идеи прогресса, идеи естественного закона.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Основные деятели: Кант, Гегель, Витте, Шеер, Фейербах.
Эммануил Кант (1724 – 1804). Родился в Кенигсберге (нынешний Калининград, Россия) в семье ремесленника. После окончания университета работал учителем, затем в библиотеке, затем университете. Отличался исключительной пунктуальностью. Жители проверяли по его походам часы.
Философская деятельность Канта делится на 2 периода. Первый период – докритический (до 1770 г.). Второй период – критический (с 1770 г.).
1 период Кант в основном занимался естествознанием. Главная его работа «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой он высказал гипотезу о том, что планетарная система возникла из сгущения туманности. Высказал еще ряд естественно-научных идей. О том, что приливы замедляют время вращения земли, и еще ряд положений.
В 1770 году он защитил диссертацию, которую назвал «О форме и принципах чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого мира». Диссертация состояла из 3 частей. В 1 части речь шла о гносеологии, теории познания, во 2 – об этике, в 3-ей – об эстетике. В последующем эти 3 части Кант развернул в 3 своих главных фундаментальных труда
«Критика чистого разума», речь идет об условиях познавательной способности человека,
«Критика практического разума» (этика), речь идет об условиях возможности нравственного сознания человека
«Критика способности суждения» (эстетика).
Этот период получил название критического по названию работ, там все начиналось со слова критика. Это не то, что критикуют, а понималось как исследование. Но не совсем. Кант считал, что всяким исследованиям мира должно предшествовать исследование возможностей и границ нашего познания. Насколько мы можем понять и познать мир?
Кант пытался преодолеть крайности как эмпиризма, так и рационализма. Он считал, что достоверные знания представляют собой единство чувственной ступени и рассудка, т.е. понятия без ощущений пусты, а ощущения без понятий слепы.
Основной вопрос, который волновал Канта: как возможно человеческое познание? Для ответа на этот вопрос требовалось найти всеобщие и необходимые условия работы разума. Такие условия коренятся в понятиях природы, Бога, культуры, общества, истории, человека. Об этом и основные труды у Канта. Мир по Канту представлен вещами в себе и явлениями. Явления это тот способ, которым вещи в себе даны нашему познанию. Вещи в себе – непознаваемы. Мы не способны понять их сущность. Мы можем познавать только явления, проявления этих вещей. Вещи в себе воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это пока все материализм.
Но дальше Кант идеалист и агностик. Идеализм заключается в том убеждении Канта, что ни ощущения, ни понятия разума, не могут дать представление о вещах в себе.
У него 3 ступени познания: ощущения, рассудок, разум.
Ощущения хаотичны. Только математические знания обладают всеобщностью и необходимостью, но и они не о вещах в себе, а лишь о свойствах этих вещей.
Знания представлены в суждениях. Суждения складываются из 2-х понятий: субъекта и предиката. Существует 2 вида связи суждений: суждения аналитические и суждения синтетические. В аналитических суждениях предикат (определение) не привносит нового знания по сравнению с тем, которое уже содержится в субъекте. Предикат ничего нового к субъекту не прибавляет. Каждое из тел обладает протяжением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.