1 антиномия: Мир конечен во времени и пространстве и Мир бесконечен во времени и пространстве. Рационально доказать то или другое суждение невозможно.
2 антиномия: Все в мире просто и неделимо. – Все в мире сложно и делимо.
3 антиномия: В мире существует свобода. – В мире нет свободы. Все идет по законам природы.
4 антиномия: Существует Бог как первопричина мира. – Не существует никакой первопричины мира.
Кант считал, что эти антиномии представляют собой сигналы того, что непознаваемое познать нельзя.
Таким образом по Канту познание человека проходит 3 ступени: ступень чувственного созерцания, ступень рассудка, ступень разума.
Только благодаря синтезу материала чувственных ощущений с априорными формами категориями рассудка и идеями разума, ощущения выступают как наглядные представления, т.е. как ограниченные пространственно и протекающие во времени причинно связанные между собой явления.
Практический разум это регулятор человеческого поведения и он регулирует это поведение через определенные требования. Их Кант называет императивы. Императивы могут быть гипотетическими тогда, когда это требование связано с определенной целью. А может быть императив категорический, когда поступок считается хорошим, моральным ради самого поступка.
Категорический императив Кант формулировал таким образом: поступай так, чтобы максимум твоей воли мог бы быть принципом всеобщего законодательства. Категорический императив возможен потому, что человек вынужден согласовывать свои действия не только со своей природой, т.е. со своими желаниями, но и с божественной волей. У нас это понимается как с требованиями общества. (Это мнение преподавателя, я с ним не согласна). Благодаря этому согласованию возможно высшее благо. Оно в свою очередь допустимо при условии признания бессмертия души и существования Бога. Бог является абсолютным гарантом нравственного устройства общества. Существование Бога нельзя доказать средствами философии. Но его можно принять как постулат практического разума. Без идеала, без веры люди не могут доверять друг другу в повседневном общении. Отсюда вытекают 3 постулата практического разума:
1) Человек свободен в поступках
2) Душа бессмертна, поэтому в ином мире все получат по заслугам.
3) Существует абсолютное существо Бог – гарант нравственного мира и порядка.
Причиной религии является мораль, а не наоборот. Свобода не абсолютно противоречит необходимости. Как нравственное существо, как субъект нравственного сознания человек свободен. Нравственный закон Кант понимает как категорический императив, т.е. «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло стать правилом для всех». Моральный поступок отличается уважением нравственного закона. Как явление природы человек не свободен, он подчинен законам природы.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – представитель немецкой классической философии.
Философия Гегеля представляет кульминационный труд собой немецкой классической философии. Гегель создал всеобъемлющую философскую систему, он подвел итоги всему философскому и научному развитию. Он был всесторонним мыслителем.
Гегель родился в Штутгарте в семье крупного чиновника, закончил университет, был домашним учителем, преподавал в гимназии, профессором в Йельском университете, затем профессором и ректором Берлинского университета.
Гегель пытался преодолеть дуализм Канта. Исходный пункт философии Гегеля: тождество бытия и мышления. На основе объективного идеализма Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, подверг критике метафизический метод мышления. Впервые представил весь природный, исторический и духовные миры в виде процесса. По его мнению они находятся в беспрерывном движении, изменении и развитии. Гегель изложил систематически диалектическое миропонимание и соответствующий этому миропониманию диалектический метод исследования. В идеалистической форме Гегель сформулировал категории и законы диалектики. Категории качества, без чего объект не существует, и количества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.