Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 62

Все в истории является результатом человеческих действий, деятельности исторического субъекта. Но индивидуальные цели тоже существуют. Они возникают и осуществляются как части коллективных целей, но это не всегда прозрачно, и потому нередко кажется, что какие-то внешние силы используют людей в своих интересах, приводя к нежелательным результатам. Августин писал: историей управляет Бог, а человек волнуется. Общественное развитие осуществляется посредством реализации коллективных целей, отсюда движущими силами истории являются взаимоотношения социальных групп: либо борьба, либо сотрудничество, либо сосуществование.

Чем стимулируется человеческая деятельность, человеческие поступки? Она стимулируется прежде всего потребностями. Что собой представляют потребности? Потребность – это недостаток, нужда в чем-либо, необходимые для нормального существования и функционирования организма или общества. Потребность реализуется и угасает в процессе удовлетворения. Потребности рождаются с появлением новых предметов. Если животному достаточно с помощью зубов удовлетворить аппетит, то для человека требуется еще и столовый прибор и соответствующее приготовление пищи. Потребности определяются производством. Пока не было компьютеров, никакой потребности в них не было.

Потребности бывают биологическими и социальными. Чем богаче и разнообразнее жизнь, тем более богаты и тем более развиты потребности.

Человеческими действиями движут также интересы. По латыни интерес – значимость. Интерес – это причина действий как индивидов, так и социальных общностей. Но чем интерес отличается от потребности? В отличие от потребности интерес направлен не столько на предмет удовлетворения, сколько на социальные учреждения, на институты, нормы, от которых зависит распределение материальных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Интерес обладает сложной структурой. У интереса имеется объективная сторона, она заключается в реальных связях действующего субъекта.

Энгельс писал: производственные отношения проявляют себя как интересы людей. Интерес имеет субъективную сторону: это вся совокупность идеальных побуждений деятельности. Это восприятие своего социального положения. Интересы – это важнейший стимул человеческой деятельности и важнейшая движущая сила исторического процесса. Теоретическое систематизированное выражение интересов является идеологией. Есть индивидуальные, групповые, общественные, экономические, политические, духовные, классовые и т.д. интересы.

Существуют стимулы деятельности. Материальные стимулы, они в основном действуют на индивидов, и групповые. Есть стимулы идейные: патриотизм.

Английский автор Уотсон является основателем концепции ______лизма - определенной концепции поведения, которая заключается в том, что существует стимул, и он вызывает реакцию. Этим исчерпывается поведение: стимул – реакция. Эта концепция существует в психологии. Она объясняет действия в животном мире, в какой-то степени в человеческом. Но дело в том, что в человеческой деятельности между стимулом и реакцией всегда вклинивается культура. Если в животном мире стимул – реакция, т.е. собака увидит кошку, она немедленно кинется, то в человеческой деятельности вклинивается культура, которая выступает регулятором человеческих действий.

Что входит в культуру? Знания, навыки, нормы, идеалы, образцы деятельности, поведения, традиции, идеи, социальные ценности и т.д. Опыт человеческого существования, запечатленный в сознании, это есть и культура.

Историей движут коллективные действия. Классификацию коллективных или социальных действий разработал Макс Вебер. Мы о нем уже говорили в связи с концепцией идеальных типов.

Вебер считал, что существует 4 типа социального действия.

1)  Аффективные действия. Они определяются эмоциями.