Если Бога нет, то смысл истории придать некому, и тогда всякие разговоры о смысле истории представляют собой цепь проблем. Если под смыслом принимать, как марксисты, закономерны ход истории. Людям остается либо содействовать росуществлению божественного плана в истории, либо противодействовать ему, за что Бог непременно покарает людей.
Провиденциализм оказывается неразрывно связан с эсхатологией. Это учение о конце мира. История в христианском мировоззрении изображается как целенаправленный процесс к царству Божию. Достижение Царства Божия это конец истории и ее смысл, и смысл вообще человеческого существования.
Это мир истинного, прекрасного, совершенного, в нем человек будет в полном единении с Богом.
Каким образом развивалась христианская философия?
В V в., когда христианство уже было государственной религией, было сильное влияние неоплатонизма. Юстиниан закрыл нехристианские школы в 529 году окончательно. Одни христианские идеологи отрицали, а другие поддерживали и использовали учения философов древности, т.е. греческую философию. Так возникла литература апологетов - защитников христианства, а за ней возникла патристика – это сочинения отцов церкви. Патер – отец. Ими и были заложены основы философии христианства.
Со 2 века апологеты обращались к императорам, преследовавшим христиан, и стремились доказать, что христианство поднимает те же самые вопросы, которые поднимала и греческая философия, но дает им более совершенное разрешение. Тем самым они наметили вопросы, которые стали основой для христианской философии.
Это вопросы о боге, о творении мира, о природе человека и его целях.
Уже в раннем христианстве стали закладываться христианские догмы. Это происходило в условиях становления европейских государств. И возникли взаимоотношения власти и церкви. Философия была объявлена служанкой богословия и должна была использоваться для того, чтобы рационально оправдывать христианское вероучение.
Эта философия, пытающаяся рационально оправдывать христианство, получила название схоластика. Схоласты рациональным путем, опираясь на логику Аристотеля, стремились доказать истинность христианских положений. Христианство как раз и формировалось на основе учения отцов церкви, на основе патристики.
Схоластика формируется с 9 века. Первым схоластом был Эриугена.
В схоластике рассматривались 3 основные проблемы.
Первая проблема: проблема веры и разума. У Августина превалирует над разумом воля и вера. Позднее, у схоластов, у Фомы Аквинского, признается своеобразная гармония между верой и разумом. В решении этой проблемы была сформулирована концепция двойственности истины. Т.е. разум дает одну истину, а вера – другая истина. У крайних представителей они совершенно не взаимодействуют, у умеренных более мягкая трактовка соотношения воли и разума.
Вторая проблема: это проблема универсалий или общих понятий. В решении этой проблемы христианская философская мысль раскололась на 2 направления. Первое направление: реализм, второе направление: номинализм. Что стояло за этими направлениями? Реалисты считали, что общие, универсальные понятия существуют до вещей и вне вещей, как у Платона. Реалисты признающие реальное существование общих понятий. Номиналисты утверждали, что общие понятия это не более чем имена, или лишь обозначения вещей. Здесь тоже не все состояло из крайностей. Были представители, которые придерживались более мягких позиций, в частности Фома Аквинский.
Третья проблема: проблема доказательства бытия Божия, или оправдание Бога, деогицея.
В схоластике это были серьезные проблемы. Схоластики пытаются связать греческую философию с позднейшими философскими учениями, с Возрождением, с философией нового времени. Эта разработка идей номиналистами были заложены основы семантикой.
В схоластике были разработаны проблемы логики, которые потом использовались при создании символической логики. Хотя там обсуждались и экзотические проблемы: сколько чертей может уместиться на острие иглы?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.