Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 3

3) Разработка общей методологии познания и деятельности человека. В методологию входят 3 элемента: учение о предмете науки, основные понятия, непосредственно принципы и методы.

Какова структура философии?

Самая главная философская дисциплина это онтология, от греч. слов онтос – бытие, логос – учение, учение о бытии, теория бытия. Бытие – это все, что существует.

Другая философская дисциплина – гносеология. Гнозис – знание (греч.) – теория познания.

Третья философская дисциплина – оксиология. Оксиос – ценный, теория ценностей.

Это главные философские дисциплины, образующие основу. Но современная философия очень раздробилась, и вместо единого философского знания существуют все увеличивающийся набор философских дисциплин.

Существует философская антропология. Учение о сущности человека.

С самого начала философии в нее входит этика – учение о морали.

Эстетика – учение о художественном отношении человека к действительности.

Логика – учение о формах и методах правильного мышления.

Социальная философия, философия истории.

История философии. У всякой развитой науки или дисциплины есть своя история.

Философия науки.

Философия техники.

Философия религии.

Философия смерти (тонатология).

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Философия имела под собой мифологическое мировоззрение. Первые философские системы несли на себе значительный отпечаток мифологии

Философия пришла на смену мифологии. Наиболее ранние философские системы зародились на востоке. Эти философские системы появились в 1 тыс. до н.э. Они и содержали многочисленные остатки мифологии. Отличие древневосточной философии от западной заключается в том, что древневосточная философия обращалась преимущественно к человеку, к его духовному миру. А западная философия, античная в данном случае, больше обращалась к природе, не забывала и человека.

Эти философские системы у разных народов востока можно прослеживать. Но принято рассматривать китайскую и индийскую философские системы.

В древнем Китае существовали следующие основные философские школы: конфуцианство, даосизм, школа имен, моизм, леизм, эклектическая школа.

Начальные философские системы возникли в 1-й половине 1 тыс. до н.э. в период 100 школ с VI по II век до н.э. В произведениях неизвестных авторов, которые получили название классические книги китайской образованности, были сформулированы идеи. Одни считают, что эти книги написаны Конфуцием, другие полагают, что он лишь интерпретировал то, что было создано до него. Наиболее интересна из этих книг И-цзин – Книга перемен. Она содержит первые представления о мире и человеке в китайской философии. В ней разработан аппарат понятий, используемых в дальнейших философских системах. В этих книгах содержится 64 гексограммы, это символы, образованные комбинациями из 6 линий, которые стали выполнять роль 64 категорий мира, движений к универсальному единству. Основными принципами из этих 64 являются хорошо известные принципы ИНЬ и ЯНЬ. ЯНЬ – это нечто активное, всепроникающее, освещающее путь к познанию вещей. ИНЬ – пассивное начало, темное. Инь и Янь взаимодействуют в диалектическом движении, представляют собой некое единство. Книга перемен прослеживает путь Дао, это путь вещей и путь мира в движении.

Своего расцвета китайская философия достигла в период династии Цинь, с 221 по 207 г. до н.э.

Затем развивалась при династии Кань до объединения Китая под единой властью. Это период борьбы с децентралистическими тенденциями к упрочнению государства, он и отразился на философии, особенно в философии Конфуция – Кнфуцианстве.

Конфуцианство – основатель Конфуций, настоящее имя Кун-цзы, жил с 551 по 479 г. до н.э. Это фактически первый китайский философ. Он работал учителем, был чиновником, странствующим мудрецом. При династии Цынь Конфуцианство было запрещено.

Конфуцианство – это, прежде всего, теория организации общества. Она сосредоточена в этических правилах на социальных нормах и на принципах управления. Онтологические вопросы о бытие и т.д. для Конфуция не имели значения. Записи изречений Конфуция и его учеников содержатся в книге Лунь Юй – Беседы и суждения.