Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 13

Фому Аквинского еще называют Аквинатом. Его учение это теологическая интерпретация Аристотеля. Основной принцип философии Фомы Аквинского это гармония веры и разума. Источник того и другого – Бог. Разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить все возражения против веры. (У Августина разум не способен познать Бога, а здесь допускается, что способен). Рациональное познание…. все в этом мире ограничено. Над царством философского познания возвышается другое познание, которым занимается богословие. Это второе познание иррационально. Христианская истина стоит выше истины разума, но не противоречит ему. Истина может быть только одна, так как она исходит от Бога. Философия должна служить теологии тем, что рационально толкует религиозные истины.

В споре об универсалиях Фома Аквинский занимал позицию умеренного реализма. Он признавал универсалии 3-х видов: 1) универсалии, существующие до единичных вещей, т.е. существующие в божественном разуме; 2) существующие в самих вещах как общее в единичном; 3) универсалии, существующие после вещей, тогда они существуют в человеческом разуме, познающем эти универсалии.

Как раз Фома Аквинский предложил 5 доказательств бытия Бога:

1 доказательство: существование Бога основано на идее перводвигателя как неподвижного двигателя. Если считать, что все подвижно, то за каждым движущимся должен стоять какой-то еще движущий механизм или элемент, потому нужно где-то остановиться.

2 доказательство: Бог как первопричина всего.

3 доказательство: Бог как неотвратимый фактор, как рок, как судьба.

4 доказательство: Бог как абсолютное совершенство, как идеал.

5 доказательство: Бог как конечная цель всего существующего.

Если основываться на разуме, на логике, все время возникает противоречие. Например: может ли Бог сформулировать такую задачу, которую сам не сможет решить? Или создать такой камень, который сам не сможет унести?

Учение Фомы Аквинского приобрело большое значение в католическом мире, и с 1879 года указом папы Льва 12 философия Фомы была объявлена единственно истинной философией католицизма, и ее было предписано преподавать во всех католических учебных заведениях.

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Следующий этап развития философии: философия Возрождения.

Датируют этот этап примерно с 14 по 17 века.

Представители философии Возрождения: Данте, Петрарка, Лоренцо Вала, Джордано Бруно, Кардано, Парацельс, Николай Пузанский, Макиавелли, Николай Коперник, Галилео Галилей, Кеплер, Ньютон, Кампанелла, Морт, деятели Реформации: Лютер, Мюнцер. Они не чистые философы, но в их произведениях есть философские идеи.

Возрождение представляет собой в культурно-идейном плане переход от Средневековья к Новому времени. Это период культурного развития накануне буржуазных революций. Колыбель Возрождения – Италия. Самое главное в философии Возрождения это пробивающая себе дорогу идея автономной философии, свободной от религиозных предпосылок, опирающаяся на опыт и естественный разум.

Представители философии Возрождения крупных философских систем не создали. Они обосновали идею доверия естественному человеческому разуму. Официальной философией в этот период оставалась схоластика. Возник гуманизм. Были значительные достижения в естественных науках. Все это привело к тому, что философия перестала быть служанкой богословия.

Центр человеческих интересов и потребностей был перенесен с Бога на природу и самого человека. Человек уже перестал рассматриваться как носитель греха. Его стали воспринимать как личность, как разумное существо, с учетом его телесной оригинальности. Появился психологический портрет.

Считается, что человеческая личность до Возрождения дремала под покровом всяких наслоений, а Возрождение пробудило человеческую личность. Возрождаются идеалы, нормы, ценности античной жизни.

Петрарка особенно почитал стоиков. Эпикурейцев почитал Вала.

Натурфилософские концепции разделяли Бруно, Парацельс, Кардано. Механикой занимался Галилей.