3. Присутствие в ней сознания. Это самое интересное.
Эти особенности социальной реальности требуют особых методов для ее изучения.
Вернемся к понятию ОБЩЕСТВО. Это широкое понятие и многозначное. Его часто употребляют как тождественное понятию «социальная реальность».
Здесь можно выделить такие значения общества:
это простая совокупность людей, целостное образование людей, целостный коллектив, общество как абстракция, говорят о конкретных обществах в виде страны, общества соединенных славян, философское общество, акционерное общество. Как разобраться в этом многообразии? С чем тут надо иметь дело представителю гуманитарных наук? Оказывается, что эти коллективности далеко неравноценны.
Есть одна форма коллективности, являющаяся основной, которая объединяет все остальные. Эта форма представляет собой социальное устройство государства. Вот основная форма существования общества. Не надо это путать с государством как политической системой. Политическая система – это часть социального устройства государства. Пока государства не было, были другие формы. С появлением государства, и в настоящее время, основной формой существования общества является социальное устройство государства. Можно говорить страна. Но есть попытки придумать специальные термины для обозначения социального устройства государства. Один из таких терминов предложил московский философ Ю.И.Семенов «Философия истории». Он предложил называть это социально-исторический организм – социорг.
Крупный американский социолог Эммануил Валлерстайн, он предложил термин «социальная система». Он пишет «Без явного утверждения на теоретическом уровне историки и социальные исследователи пришли к тому, чтобы рассматривать современные суверенные государства, гипотетически распространенные назад во времени, как базовые социальные целостности, внутри которых происходит социальная жизнь. Мы живем в государствах, есть общество, лежащее в основе каждого государства. Государство имеет историю, следовательно и традиции. Прежде всего, если изменение является нормальным, именно государство нормально развивается и изменяется. Они изменяют свой способ производства, они урбанизируются, у них есть свои социальные проблемы, они процветают или приходят в упадок, у них есть границы, внутри которых факторы являются внутренними, а за их пределами – внешними.»
Государства – это логически независимые целостности, так что в статистических целях они могут быть сравниваемы.
Для вас проще всего понять, что именно социальный организм является основной формой существования общества, потому что основной сюжет исторических трудов это жизнь государства. Это истории Англии, США, России или чего-нибудь. А все остальное так или иначе привязывается к этому.
Сейчас модная тема повседневность. Но эта повседневность всегда рассматривается в рамках определенного государства. Если речь идет о культуре, то это культура прежде всего определенного государства, а только потом можно сравнивать культуру разных стран и выводить некие общие закономерности.
Почему же социально-исторический организм является основной формой? Прежде всего потому, что это единственно целостная интегративная форма жизни людей. Это значит, что люди удовлетворяют 99 % своих потребностей в рамках стран, где они живут. Эти страны защищают свои границы от того, чтобы другие страны не мешали им жить. Эти страны обеспечивают свою возможность существовать, быть самодостаточными, т.е. им нужно иметь выходы к морю, к полезным ископаемым, своим или чужим, и т.д.
Другой такой целостности нет, правда не все считают, что социор – это основная форма. Если взять крупного английского историка Арнольда Тойнбе, то он считает, что не государство, а цивилизация является основной формой. Он рассуждает так: что если взять историю Англии, то мы ничего не поймем, если ее изолируем от истории Европы. Это правильно. Ни одно государство в мире нельзя понять изолированно, но это вовсе не значит, что целостной интегрирующей формой является цивилизация.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.