Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 14

Сформировалась идея о том, что Бог бесконечен, а мир безграничен, и Бог находится везде и нигде. Бог разлит повсюду. Эта идея называется пантеизм. Пантеистический Бог существует в неразрывном единстве с чувственным воспринимаемым миром природы и является предметом познания. Это познание – дело разума, а не веры. Ключом к научному познанию стало понятие опыта. С опытом сопоставлялась теория. Представители возрождения опытные процедуры тесно связали с органами чувств. Отсюда впоследствии философские теории разделились по вопросу: что считать источником знаний? разум или чувства? Эти направления получили названия, если разум – то рационализм, если чувства то эмпиризм.

Они больше сделали для социальной философии: идея прогресса, деление истории на 3 части.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Эта философия включила в себя многие школы.

Рационализм. Основные представители Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц.

Рене Декарт (1596-1650). Он основал европейскую рационалистическую философию. Происходил из знатной семьи, отец его был советником в парламенте Британии и землевладельцем. Декарт получил образование в иезуитском колледже. Это был очень разносторонний человек. Он был математиком, физиком, философом. Заложил основы аналитической геометрии, предложил буквенное обозначение алгебраических величин. Главная работа «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления». Декарт дуалист. В философии Декарт известен учением о субстанции. По его представлению материя равна протяженности. Пустота нематериальна. В ней ничего нет. Человек состоит из бездушного телесного механизма и души, обладающей мышлением и волей. Животные по Декарту являются живыми автоматами. В границах физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, в теории познания, в учении о бытии Декарт является идеалистом. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, о наличии мышления. Знаменитая фраза: я мыслю, следовательно я существую. Это вытекает из принципа универсального сомнения разума. Т.е. нельзя сомневаться в том, что само сомнение существует. Но сомнение – акт мышления.

В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над отдельными субстанциями стоит Бог как высшая субстанция. Бог это сущность, являющаяся причиной всего сущего. В познании главную роль Декарт отдает разуму. Разум является источником достоверного знания. Особенно большая исключительная роль принадлежит дедукции, т.е. вывода от общего к частному. Чувства, ощущения - ненадежный источник. В познании существует 3 вида идей: идеи врожденные, идеи приобретенные. Эти идеи указывают на вещи, отличные от нас; и идеи изобретенные или сконструированные. Каждый из нас какие-то идеи изобретает. Врожденные идеи выражают наиболее важные способности и ресурсы разума. Другие идеи – производны от врожденных идей. Всеобщность и необходимость врожденных идей утверждается средствами логики и языка, отсюда роль дедукции как главного принципа. Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания. Но это достоверное знание можно получить, если руководствоваться правильным методом.

Метод состоит из 4-х условий или требований. 1 требование – допускать в качестве истины только ясные, несомненные и отчетливые положения, ясность и отчетливость. 2 требование – расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы, т.е. сделать анализ проблемы. 3 требование – методически переходить от известного к неизвестному и собирать целое из отдельных частей. Т.е. осуществлять синтез. 4 требование – не допускать пропусков в отдельных звеньях исследований, анализ должен быть исчерпывающим, а синтез правильным.

Лекция № 4 по философии

от 23 сентября 2005 года

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Главная работа Спинозы «Этика». В работе рассматриваются 3 основные проблемы. 1) Проблема метафизики, 2) страстей и боли, 3) проблема этики.