Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 42

Количественная определенность отличается внешним отношением к природе предмета, поэтому количество в процессе познания может быть оторвано от содержания как от чего-то безразличного для дела. Это происходит в математике. Широкое применение математических теорий в разных областях свидетельствует о том, что математика имеет дело преимущественно с количественными отношениями.

Количественные изменения до определенной границы не меняют качества, а при переходе границы качество меняется. Каждый предмет всегда представляет собой единство количественных и качественных отношений.

Предел единства количественных и качественных отношений предмета называется мерой. Нарушение меры ведет к изменению предмета или явления. Количественные изменения за пределами меры ведут к качественным изменениям.

Ответы на вопросы:

3 периода существования исторического времени точно рассчитаны по годам. Дело в том, что 2 периода точно фиксированы: от сотворения мира до рождения Христа и от рождения Христа до Страшного суда называется 500 лет. Но поскольку Страшный Суд не приходит, эта дата все время отодвигается.

Лекция по философии № 10

от 11 ноября 2005 года

… что касается хронологии, то история Страшного суда, и вообще человеческая история была точно отмерена, должна была продолжаться 6 тысяч лет. Причем от сотворения мира до Рождества Христова должно было пройти 500 лет и потом еще 5500 лет до второго пришествия. Но поскольку оно не приходило, то это растягивалось по времени.

Насчет происхождения. 2 источника указывается по поводу происхождения идеи Страшного Суда.

Всевозможные катастрофы, с которыми сталкивалось человечество.

Оценка плохих и хороших дел человека. Это идет еще от Египта, где перед лицом Осириса взвешивались на весах заслуги и прегрешения людей. Это все перешло в христианство. После того, как люди воскреснут, они предстанут перед судом. Сидел Христос, справа от него был Петр, который контролировал двери в рай, а с другой стороны черти, которые тащили в Ад всех недостойных проникнуть в царство Божие.

Где об этом почитать? особых монографий нет. Есть энциклопедия. Мифы народов мира.

ДЕТЕРМИНИЗМ

Понятие это происходит от латинского слова «определяю». Это понятие служит для обозначения любого учения, признающего обусловленность, определяемость всех явлений в мире, включая человека с его духовным миром.

Детерминация может быть различна. Может быть телеологическая, т.е. с целями. Может быть натуралистическая, т.е. свойственная природе, и может быть космологическая, с явлениями космоса.

Определяется детерминизм как философское понятие так: это философское учение о всеобщей закономерной связи и взаимообусловленности вещей, процессов, явлений реального мира. Центральной темой детерминизма является идея причинно-следственных отношений.

Детерминизму противостоит индетерминизм. Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности и вообще отрицает причинность (крайняя форма). В этом случае индетерминизм признает абсолютный характер случайности и свободы в мире. К индетерминистским относятся различные фаталистические и провиденциалистские концепции, связывающие процессы детерминации явлений с деятельностью различных эзотерических (потусторонних) субстанций, таких как судьба, рок. За всем этим стоит Бог. А он – абсолютная свобода. Тем самым теологический детерминизм смыкается с индетерминизмом.

Центральным понятием детерминизма является понятие причины. Причиной называется объект, являющийся активным членом отношения, который воздействует на другой объект и вызывает в нем изменения того или иного рода.

Причинно-следственные отношения можно свести к следующим положениям: первое явление предшествует второму. Первое явление выступает необходимым условием, предпосылкой, основой возникновения, изменения и развития второго. Второе явление называется следствием.

Взаимодействие объектов и систем реального мира могут быть как необходимыми, так и случайными.