Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 52

В современной философии проблема истины вообще отходит на задний план или даже снимается. Это происходит в концепции модельности познания. В чем тут суть? Утверждается, что познание продуцирует не образы, а духовные и теоретические модели действительности. Модель можно оценивать с точки зрения эффективности, красоты, но не с точки зрения истины. Можно построить модель самолета из папиросной бумаги, и по ней можно оценивать некоторые особенности настоящих самолетов. Но сказать, что модель – это истина, это нелепо. Модель может демонстрировать похожесть.

В постмодернизме проблема истины уходит. Постмодернизм считает, что все в действительности есть текст. Текст самодостаточен. И задача познания – выяснить смысл этого текста. С этой точки зрения древний документ – это текст, который надо расшифровать и выявить смысл, и камень Кааба, которому арабы поклоняются – это тоже текст, смысл которого надо выяснить. Проблема истины тут не нужна.

При материалистическом подходе проблема истины существует. Истина рассматривается как соответствие знаний объекту, адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального постижения. Характеризуется достоверностью. Истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Так что с одной стороны она должна нести правильную информацию, а с другой стороны – быть правильно оценена как верная, как адекватная. Истина – это свойство знания, а не свойство объекта. Это надо иметь в виду. Ценность знания определяется его истинностью. Истина – адекватное отражение субъектом объекта. Она воспроизводит реальность такой, какова она есть сама по себе, независимо от сознания. Истинные знания позволяют людям разумно осуществлять свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Но люди нередко используют знания в виде заблуждений.

Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Оно отражает действительность, но односторонне. При заблуждении всегда есть источник, всегда есть объект. В любом вымысле есть что-то от реальности. Заблуждение обусловлено относительной свободой выбора путей познания. Человек может направить внимание на несущественные свойства, на второстепенные, а потом их распространить на целый объект. Оно обусловлено сложностью познавательных задач, оно обусловлено неполнотой информации.

Заблуждение следует отличать от лжи. Ложь – нравственно-психологическая категория. Ложь – это искажение состояния дел с целью ввести кого-то в обман. При лжи сообщается о том, чего не было, или сознательно скрывается то, что было.

Истина исторична.

Лекция по философии № 12

от 25 ноября 2005 года

В истине есть и абсолютное. Это достоверно установленные факты, это даты событий, даты рождений, смерти и т.д. Абсолютное в истине – это ограниченное, но верное знание о чем-либо, это то, что не может быть опровергнуто последующим развитием знания, развитием науки. Развитие науки и движение к истине есть наращивание моментов абсолютного в истине. Новые теории, новые знания не отбрасывают полностью старые знания. Новые знания их включают в себя как свою часть, конкретизируют их, дополняют.

Истина всегда конкретна. Она отражает объект в данных условиях, но может стать ложью по отношению к объекту в других обстоятельствах.

Пример. Вода кипит при 1000 – это истина, но это происходит при нормальном атмосферном давлении. Если давление повысить, то для того, чтобы вода закипела, надо увеличить температуру, более чем 1000. Таким образом, истинность или ложность суждения не может быть установлена, если неизвестны условия места и времени.

Критерии истины. Декарт, Спиноза, Лейбниц считали критерием истины ясность и отчетливость мышления. Выдвигался критерий истины в виде ее общезначимости. Но долгое время все считали, что солнце крутится вокруг земли. Все это признавали, но это не было истиной. Общезначимость – это не полная истина.