Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 55

Что такое гражданское общество? Принято считать, что это не государственные организации, не государственные объединения людей.

Маратов считает, что гражданское общество – не лучшая форма организации общества.

Как соотносится эта основная форма с другими формами общественной жизни?

Обозначим социальный организм. Есть внутренние, более мелкие элементы общества: семья, класс, малая группа и т.д. Семьи есть везде, но те кто исследует семейные отношения, всегда начинают с того, чтобы исследовать семью данной страны, а только потом можно сравнивая семьи разных стран находить какие-то общие черты. Т.е. социальный организм всегда адаптирует семейные отношения к себе.

Пример России. Сколько платят на детей, насколько организованы общественные формы: детсады, ясли и т.д. Это все и многое другое придает определенный характер внутри страны семейным отношениям.

Точно также и малая группа несет на себе отпечаток социального организма. Потому эти элементы не нарушают его целостности.

Но есть более широкие объединения. Есть культура. Что происходит с культурой? Есть культура христианская, это очень широкое понятие. Но, входя в социально-исторический организм, она также подвергается адаптации. И мы говорим о культуре Франции, Англии и т.д.

Есть религиозные общности. Они, включаясь в социальный организм, тоже подвергаются адаптации. Пока существовал Советский Союз, в Москве был центр православия, и никто на это не покушался. Как только Украина отделилась, там сразу возникли стремления отделиться от Московской патриархии и создать свою.

Священники принимают широкое участие и в социально-политической жизни. У нас особенно. Освещают здания, корабли, автомобили. Так что церковь не независима от социального организма, она составляет элемент его жизни.

Этносы разделены по государствам и живут жизнью социального организма. Возьмите наш мусульманский мир. Если вы были в Самарканде, Бухаре. Есть узбеки, таджики. Они говорят, что это деление придумали сейчас, а раньше никакого деления не было, а говорили, что этот человек из Бухары, этот из Самарканда и т.д. Т.е. эти оттенки эти народы приобрели в зависимости от существования государств, от их социального устройства.

Сейчас мы тоже видим как религия тесно связана с политической жизнью.

Таким образом социальный организм – основная целостная форма существования общества. А все остальное это элементы, интегрированные этим социором.

Есть еще реальность мировая, всемирность. Эта реальность складывается из взаимоотношений социальных организмов прежде всего.

Что представляет социальный организм? Сам по себе социальный организм представляет собой сложное образование, в основе которого лежит экономика, а точнее хозяйственно-географический комплекс. Россиянам проще доказывать, что именно социально-географический комплекс определяет лицо социального организма. Вот плохо у нас с экономикой, и со всем другим плохо. Также и в других странах: если с экономикой обстоит плохо, то не хватает денег на культуру, на спорт, на образование и т.д. Самодостаточность социальному организму прежде всего придает хозяйственно-географический комплекс. Если его нет, то страна не может быть самодостаточной. Республики, которые откололись от СССР, сейчас очень бедствуют, поскольку многие из них не могут обрести самодостаточности, и многие живут за счет того, что им другие страны помогают, либо через их территории идут трубы.

Эта определяющая роль хозяйственно-географического комплекса в социоре касается таких крупных, самостоятельных государств.

Есть государства, которые живут не за счет экономики или хозяйства, а за счет туризма. Говорят, что в Испании большая часть доходов за счет туризма,  а не за счет хозяйства.

Или за счет организации различных игр. Или страна может концентрировать у себя деньги, банки.