Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 25

Другим крупным марксистом был Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Он занимался разработкой идей Маркса. Но его интересовали философские вопросы. Если у Маркса работ по философии нет, то у Энгельса есть. Основные работы Энгельса «Анти Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Энгельс рассмотрел актуальные в то время вопросы философии. Он сформулировал основной вопрос философии: о соотношении бытия и сознания.

Энгельс подробно рассмотрел схему о формах движения материи: химическая, физическая, биологическая, социальная.

Энгельс рассмотрел вопрос о единстве мира. Дюринг говорил, что единство мира заключается в его бытии, а Энгельс показал, что единство мира заключается в его материальности, и доказывается трудным и сложным развитием естествознания.

Сейчас марксизм по-разному интерпретируется. Кто говорит, что это натурализм, кто говорит, что это позитивизм.

ПОЗИТИВИЗМ

Это 1830-70-е годы XIX века.

Позитивизм это философское направление, стремящееся утвердить позитивное знание.

Позитивисты призывали философов отказаться от метафизических абстракций и исследовать позитивное знание. Что они считали метафизическими абстракциями? Это понятие бытия, сущего, причинности. Они считали, что эти понятия слишком абстрактны и не могут быть проверены опытом. Потому эти понятия объявлялись лишенными смысла, ложными. Позитивизм в целом пытался осмыслить истину, найти истину, на основе экспериментального знания. В основе позитивизма лежит опыт, экспериментальное знание, таким образом, позитивизм ориентировался на чувственное познание.

В позитивизме выделяют 3 этапа.

1 этап – собственно позитивизм, он представлен такими авторами как Огюст Конт, Герберт Спенсер, Милль.

2 этап – эмпириокритицизм. Авторы Мак, Авенариус, конец XIX века.

3 этап – неопозитивизм, логический позитивизм, аналитическая философия. Авторы Шлих, Карнак, Нейрон, Диткинштейн, Бертран Рассел.

Основоположник позитивизма Огюст Конт, он сформулировал закон 3-х стадий интеллектуальной эволюции человека: стадия теологическая, метафизическая, позитивная. Конт был учеником, и секретарем брата социалиста-утописта Сен-Симона. Эту идею выдвинул Сен-Симон, а Конт заимствовал эту идею у Сен-Симона, и дальше развил.

Теологическая стадия связана с ориентацией на религию. Все объяснялось на религиозной основе.

Во второй стадии существовал симбиоз религиозного и рационального. Объяснялось все сущностными причинами.

На третьей стадии, позитивной, все стало объясняться на основе науки. Метафизические наслоения здесь отрицаются. Наука не объясняет действительность, а она лишь описывает ее, в этом смысл позитивизма. Он считал, что наука должна лишь описывать действительность.

Позитивизм выдвинул идею равномерного, исторического, неуклонного исторического, постепенного прогресса, который потом в конце 19-начале 20 века стали критиковать. Из этого возник немецкий историзм. Они были недовольны этой идеей прогресса, особенно когда прошла 1-я мировая война.

2-я ступень позитивизма – это эмпириокритицизм, или теория критики опыта. Целью эмпириокритицизма было очистить опыт от метафизики. Основной закон познания, согласно эмпириокритицизму это закон экономии мышления. Мир представлялся эмпириокритикам в виде опыта, структуру которого составляют ощущения. Эмпириокритики предложили концепцию принципиальной координации. Суть ее заключалась в неразрывной связи субъекта и объекта. Т.е. они считали, что без субъекта нет объекта.

Критику эмпириокритицизму дал в своей работе Ленин «Материализм и эмпириокритицизм». Там Ленин задает вопрос: пока человека не было, что же, и мира не было?

Эмпириокритики считали, что из науки надо изъять такие понятия как субстанция, причинность, материальное, идеальное.

Неопозитивизм начинается с 1920-х годов 20 века.