Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 56

Но в принципе, самостоятельное государство в основе имеет хозяйственно-географический комплекс. Над ним надстраивается социальная структура данной страны. У нас принято говорить о социальной структуре, на западе – о социальной стратификации. Эти понятия близкие, но не совсем тождественные.

Над социальной структурой надстраивается политическая система страны.

На самом верхнем этаже находится духовная сфера со всеми ее многообразными проявлениями.

В общем и целом, при определенном уровне разделения труда, выделяют эти 4 сферы. Они считаются основными сферами социально-исторического организма. С ними и имеют дело общественные науки. Что касается социальной философии, она тоже обращается с социальным организмом и извлекает из них свое основное понятие.

Основное понятие социальной философии или социальной теории. Как оно образуется? Путем обобщения социальных организмов. Философия наука абстрактная, она интересуется наиболее общими существенными свойствами социальной жизни общества. Обозначим социальные организмы. В них есть черты более важные, а есть менее важные. Социальная философия наиболее важные существенные черты социального организма выносит сюда (рисует), или абстрагирует их из всех свойств социального организма, а заем эти существенные черты сравнивает, находит в них общее и получается содержание основного понятия социальной философии.

Этим занимаются все науки. Основное понятие формируется путем обобщения основной формы существования общества.

Многие считают, что это и есть идеальный тип по Марксу и Энгельсу. На самом деле это не так. Идеальные типы отличаются от понятия формации.

Что представляет по Веберу идеальный тип? Объясню на примере. Если мы возьмем разные неправильные треугольники, то мы можем построить правильный треугольник, равносторонний, с углами 600, а остальные рассмотреть как более или менее приближающиеся к нему. В реальности будут вот эти треугольники (показывает), а это будет чисто мыслительная конструкция, созданная для того, чтобы как-то соизмерить это многообразие. В нем нет абстрагирования содержания. Это чисто выдуманное теоретическое понятие. Но оно свою определенную объединяющую роль играет.

Выдержка из работы Макса Вебера. «Такой конструкцией понятие городское хозяйство» строится не как среднее выражение совокупности всех действительных хозяйственных признаков, обнаруженных во всех изученных городах, но также в виде идеального типа. Оно создается посредством одностороннего усиления одной или нескольких точек зрения и соединением множества диффузно дискретно существующих единичных явлений. В одном случае их может быть больше, в другом меньше, а кое-где они вообще отсутствуют. Которые соответствуют тем односторонним вычлененным точкам зрения и складываются в единый мысленный образ. В реальной действительности такой мысленный образ в его понятийной чистоте нигде эмпирически не обнаруживается. Это утопия. Задача исторического исследования состоит в том, чтобы в каждом отдельном случае установить насколько действительность близка такому мысленному образу или далека от него, в какой мере можно следовательно считать, что характер экономических отношений определенного города соответствует понятию городское хозяйство. При острожном применении этого понятия оно специфическим образом способствует достижению целей и наглядности исследования».

Здесь реальные черты вычленены из социальных организмов.

Вебер придерживался неокантианских позиций. Они считали, что действительность историческая индивидуальна.

Итак, понятие формации сейчас возвращается. Но некоторое время назад оно было почти отвергнуто и вместо него в нашу общественную науку пришло понятие цивилизация в качестве основного социального понятия. Если просто поменять номенклатуру, и то, что нарисовал, называть не формация, а цивилизация, большой беды не будет. Но дело в том, что понятие цивилизация однозначной трактовки в ученом мире не имеет. Сколько исследователей, столько и понятий цивилизации.